Какая она, современная кореянка, в эпоху всемирной глобализации и скоростного интернета? Скорее всего, ее родители дали ей прекрасное образование, она неплохо знает японский или английский, работает в городском офисе, любит брендовую одежду, не раз бывала в Японии и Китае, планирует отпуск в Европе, встречается с бойфрендом, не спешит замуж и рожать детей.
Сухая статистика рисует портрет женщины современной Кореи, упрощая и упуская многие нюансы.
— Ты знаешь, — сказала она, задумавшись на секунду, — в Корее женщине простительно не быть умной, но непростительно быть некрасивой. Мы в плену социальных стереотипов, даже сейчас, в век глобализации, — говорит моя собеседница сквозь шум музыки и разговоры вокруг. 2006 год, мы сидим в ресторане, куда были приглашены профессора и сотрудники факультета отметить начало учебного года. Моя собеседница — красивая молодая кореянка, немногим старше тридцати. Лишь изредка отрывая взгляд от ножки бокала, она рассказывает, как многие школьницы получают в подарок от родителей оплаченную операцию по коррекции верхнего века. Эта первая в череде необходимых трансформаций, цель которых — соответствовать корейскому стандарту красоты: большие «европейские» глаза, прямой носик, узкое лицо, сияющая кожа.
Внешность как квинтэссенция женской успешности в Корее. Корейские клиники пластической хирургии фешенебельного района Сеула, Каннам, одни из самых известных в Азии. И тут и там пестрят объявления от самых популярных клиник, где обещают сотворить чудеса. Красивая девушка в Корее удачно выйдет замуж, получит престижную работу, будет на хорошем счету у начальства.
«Красивая сотрудница — это украшение офиса, хрупкий цветок», — однажды заметила моя подруга, кореянка, которая в силу своего бунтарского характера пытается идти против социума и отвергла попытки родителей выдать ее замуж. Она строит карьеру в области, где доминируют мужчины. Путь наименьшего сопротивления, быть традиционным «хрупким цветком» или идти против устоев, получать порицания родственников и социума — каждый выбирает для себя.
В истории Кореи традиционная роль женщины — это хранительница очага, воспитательница детей, по-корейски буквально «домашний человек». После замужества женщина покидала дом родителей и принадлежала семье мужа. Как правило, замужние женщины не работали и полностью были на содержании. Конфуцианские устои корейского общества не уравнивали в правах мужчин и женщин.
В связи с этим интересным фактом являлся фактический матриархат на острове Чеджу-до, самом большом из корейских островов. Жители Чеджу-до зарабатывали на жизнь промыслом морских деликатесов, которые поставлялись в Японию. Традиционно этим занимались лишь женщины, корейские ныряльщиц «хэнё», дословно — «женщины моря». Мужчины вели домашнее хозяйство. Профессия хэнё передавалась из поколения в поколение. В современной Корее осталось чуть меньше пяти тысяч хэнё, младшей из которых сейчас шестьдесят лет. Хэнё внесены в список ЮНЕСКО шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.
Сегодня Южная Корея представляет собой уникальный сплав ультрасовременных веяний в экономике, науке и технике, сопряженных с социумом на конфуцианской основе. Роль женщины в современном корейском обществе все еще во власти традиционных стереотипов, однако множество изменений происходят уже сейчас.
Кан Гён Хва — первая в истории Южной Кореи женщина — министр иностранных дел. Волевая и целеустремленная фигуристка Ким Ён А — королева льда, олимпийская чемпионка и многократная чемпионка мира — ролевая модель для многих корейских девочек, мечтающих об олимпийском золоте. Биотехнолог Ли Су Ён стала первым космонавтом корейской нации и побывала на международной космической станции в 2008 году.
Какой будет женщина в будущей Корее? Решение за ней.