Вдохновение — первое слово, с которого начинаются обычно все разговоры о творчестве. Есть, конечно, в этом особая притягательность, ведь не зря же Александр Сергеевич Пушкин держал рядом с кроватью листы бумаги на случай внезапного вдохновения. А уж он-то, несомненно, знал толк и в инсайтах, и в озарениях. Это состояние наивысшего подъема считается самым великим счастьем для творца. Человека в этом состоянии как будто несет такой поток, что, как говорится, «берегитесь, люди добрые, а то снесу, пока решаю свою творческую задачу!». И эта сторона медали прекрасна. О другой стороне медали упоминать никому не хочется. Потому что, находясь в этом состоянии потока, ты далеко не все понимаешь в своих действиях. Хорошо, если ты абсолютно свободный художник со своими имениями и не обременен никакими обязательствами. А если творчество — это твоя профессия? У тебя есть время съемки, к которой надо подготовиться, и время радиоэфира, которое никто не сдвинет. Ну и, конечно, срок сдачи текста — это вообще не обсуждается, потому что — святое. Даже больше скажу — это тот момент истины, по которому можно отличить дилетанта от профессионала. Всегда и стопроцентно. Дилетант, срывая сроки, обычно горит: «У меня не было вдохновения». А профессионал ничего не говорит, ему некогда рассуждать на эти темы. Если у него нет вдохновения, он начинает работать без него. И оно, это вдохновение, как аппетит во время еды, все равно приходит. Во время работы. Вот, собственно, и ответ на вопрос о том, откуда берется вдохновение. Простой и незатейливый — от работы, конечно. От ожидания получается только ожидание, а от безделья — только безделье. Творчество получается только от действий. Простых и регулярных. Только в них и вдохновение, и сила.
А вот что это за пресловутое место силы, о котором очень модно сейчас говорить и там положено набираться вдохновения? А это всего лишь географическая зона, обладающая значимым для человека энергетическим полем. Причем нижегородцу особо далеко и ехать-то не надо. Если верить астрологам, то в Нижнем Новгороде мест силы целых четыре. Хочешь решить сегодняшнюю задачу — отправляешься в Сормовский парк культуры и отдыха и гуляешь среди сосен, проговаривая желание. Говорят, что многим помогает. Не хватает энергии — добро пожаловать к Дмитровской башне кремля. Чкаловская лестница — это место для снятия стресса, нижегородский психотерапевт, так сказать. Поднимаешься на одну из смотровых площадок, всматриваешься вдаль минут двадцать, и «опля». Спокойствие в стиле дзен с тобой надолго. Ну, а если не хватает стабильности и творческого духа, совет астрологов таков — побродить по залам художественного музея. Впрочем, можно просто отправиться на прогулку. Потому что если мы говорим о творчестве, то все это не имеет значения. Никакого.
Толпы людей говорят о том, что их заела рутина и они хотят только одного — заниматься творчеством. А настоящих творцов — сотни, десятки, а то и единицы. Потому что творчество — это не вышивание крестиком после работы. У него есть точное определение. Лаконичное и четкое. Творчество — это новое действие с неизвестным результатом. Проще говоря — неизвестность…
…Одному преступнику король предложил выбрать свою судьбу: либо оказаться на эшафоте, либо попасть за большую страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал гильотину. И вот уже перед самой казнью он вдруг спросил:
— А что там, за дверью?
Король улыбнулся:
— Забавная штука получается… Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают гильотину…
— А за дверью-то что? — не унимался приговоренный.
— Там свобода, — ответил король. — Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей эшафот…
Вот, собственно, и вся суть творчества — свобода и неизвестность. Никогда неизвестно, что ожидает проект — полный провал или бешеный успех. Эти 50 на 50 и есть настоящий страх перед неизвестностью. И вот, наконец, вырисовывается главное, что нужно для творчества. Не талант, хотя он важен, не харизма, хоть она весьма и весьма притягательна, а также не муза, не вдохновение и даже не напряженный труд. Творчеству нужна только смелость творца. Все остальное — придет самостоятельно.