Как известно, мода не может не реагировать на окружающую жизнь. По вашим наблюдениям, отразился ли на моде нынешний кризис?
Безусловно, кризис коснулся всех, но, как ни странно, для российских дизайнеров в этом огромный плюс. В связи с тем, что закупка иностранных брендов производится по курсу валют, который возрос до космических пределов, гораздо выгоднее стало покупать российских дизайнеров любого сегмента — от массмаркета до люкса. Более того, наши соотечественники делают продукт, который ничем не уступает западному. Так зачем переплачивать?
Стали ли люди меньше покупать одежды? Заметили ли вы изменения во вкусах россиян?
Безусловно, траты людей стали более продуманными. Время «одноразовых» вещей, которые становятся неактуальными прежде, чем на них появляются какие-либо признаки износа, прошло. Сейчас наступает эра slow fashion — вдумчивого потребления.
Кризис, вообще трудные времена — хороший повод переосмыслить свое отношение и к жизни, и к моде. По вашему мнению, как должно измениться наше отношение к одежде, к моде, наши потребительские привычки?
XXI век — век потребителей. Выпускается намного больше того, что можно реализовать. Я за разумный подход.
На ваш взгляд, какие уроки должны извлечь для себя модные дизайнеры из нынешней ситуации?
Думаю, что дизайнерам надо создавать больше базовых вещей, хотя как художник понимаю, что очень трудно себя сдерживать. Ну и максимально стараться использовать сырье отечественных производителей.
Как вы оцениваете состояние современной российской моды?
Сейчас происходит активное развитие российской моды. И, что важно, потребитель для этого «созрел». Например, носить вещи российских дизайнеров стало очень модно, и это выражается не в единичных продажах, а в открытиях шоу-румов, магазинов, оптовых закупках и т. д.
Чего, на ваш взгляд, не хватает российским дизайнерам, чтобы на равных конкурировать с западными коллегами?
Никогда не любил кого-то сравнивать, особенно российских дизайнеров с западными. У нас все проблемы не от того, что нет талантливых, а от того, что наша индустрия сильно уступает их, и отсутствия бюджетов.
Если вас раньше называли красным Диором, можете ли вы кого-то сейчас назвать новым Вячеславом Зайцевым?
Очень люблю и уважаю творчество многих соотечественников: Игорь Гуляев по энергетике, харизме мне очень близок. Алена Ахмадуллина, Олег Бирюков, художник с большой буквы Татьяна Парфенова, Егор Зайцев. Из молодых — Гога Никабадзе, Юлия Цезарь (бренд «075») и, конечно, моя внучка Маруся Зайцева.
Коллекция Вячеслава Зайцева, весна-лето 2015
Сейчас подиумы завоевывает ваша внучка Маруся, причем ее наряды достаточно эпатажны…
Абсолютно не согласен, что вещи Маруси эпатажны. Наоборот, она одна из всей династии Зайцевых работает в стиле минимализма. Последняя коллекция «Вино из одуванчиков», представленная осенью в рамках MBFWR, была особенной. Пожалуй, это была одна из самых обсуждаемых коллекций сезона. Великолепный концепт, видео, которое сняли к показу, цельность сюжетной линии, сумасшедшие аксессуары — сумки в виде гантели, которые в один день стали мегахитом, — все это можно показывать на любом подиуме мира в любой стране, и это будет очень круто! Я горжусь Марусей!
Какой главный совет вы ей дали — и как художник, и как дедушка?
Что касается советов, то все их я дал ей, когда она училась у меня в Лаборатории моды Вячеслава Зайцева. Никогда не делал ей поблажек и был очень требовательным, может, даже больше, чем следовало.
Прислушивается ли она к вашим советам?
Сейчас я не мешаю ей развиваться и никогда не даю советы, если она их не просит. Маруся, за плечами которой академическое художественное образование, великолепный художник и модельер, состоявшаяся личность, которую не надо ломать по своему образу и подобию. Она потрясающий, чуткий, ранимый, утонченный дизайнер, и я всегда буду ей помогать и поддерживать. Правда, она никогда ничего не просит. Очень скромная и совсем не разбалованная девушка.
Коллекция Маруси Зайцевой, весна-лето 2015
Модное выражение последних лет — икона стиля. Кого вы бы могли назвать настоящей иконой стиля?
В России — Ренату Литвинову. Она особенная. Любит, умеет и знает, как себя подать. Уважаю ее как режиссера и как актрису. Считаю, что она лучший пример для подражания. А если говорить про it-girl, то это Наташа Туровникова. Заряд позитива и энергии. Великолепный стилист: отлично миксует винтаж с массмаркетом и люксом. Никогда у нее не бывает «слишком». Не люблю слово «подражать», пожалуй, тут более уместен глагол «учиться». Учитесь у этих прекрасных девушек был лучшими!
И напоследок о вашем личном стиле. Кто или что повлияло на его формирование?
Всю жизнь я одевался ярко, даже, в период своей молодости. С возрастом эпатажность уступила место элегантности. Ни у кого не учился, все пришло само.
Он довольно узнаваем — длинный сюртук, эффектные галстуки и шейные украшения, яркие цвета…
Но я же не всегда такой — сюртук, галстуки. Часто я ношу удобные лаунж-вещи, а в усадьбе в Каблукове — хороший трикотаж.
Если открыть ваш личный гардероб, каких вещей в нем больше всего?
Конечно, больше всего у меня классической одежды. Это мой стиль, в котором мне комфортно. Также для меня важна хорошая обувь.
И наоборот — что вы не наденете ни в коем случае?
А вот неприемлема для меня расхлябанность, неаккуратность. Такого в моем гардеробе нет.
Из-за огромного количества трендов в этом сезоне невозможно выделить что-то одно, главное. Если говорить про принт, то это всевозможные цветы — в основном крупные, яркие, насыщенные, с визуальным эффектом 3D и мелкая клетка «виши», в стиле а‑ля Брижит Бордо. Если говорить про стили, то это 70‑е годы и брючные костюмы. Остромодным будет и одежда с оголенными плечами, но использовать ее я бы рекомендовал только для вечерних выходов. В связи с политической обстановкой в мире стиль милитари все столь же актуален. Можно сюда добавить и деним: от курток до юбок и комбинезонов. Цветовая палитра — от белого, до золотисто-желтого. Все цвета насыщенных оттенков, никаких пастельных оттенков. Материал — мягкая кожа, замша и шелк.
Интервью: Сергей Костенко
Фото: пресс-служба Вячеслава Зайцева