Сразу, без вступительных речей, перейду к главной мысли: во Франции всёпроисходит через интернет или соцсети. Всё. На 80 процентов это связано с тем, что так удобнее и быстрее, на 20 — потому что так экологичнее. Контракты на покупку недвижимости подписываются в электронном виде, именитые доктора после приема просят поставить им хорошую оценку в Google, а узнать о приближении автобуса к вашей остановке можно, просканировав QR-код, на ней напечатанный. Добро пожаловать в 2020-й.
Знакомства, конечно, давно происходят в соц-сетях. Мы с мужем именно так познакомились девять лет назад, и мне тогда это казалось странным и жутко неромантичным. За девять лет я так и не встретила во Франции ни одной пары, которая познакомилась бы в «реальном мире». Даже представить себе трудно молодого человека, который подходит к девушке с просьбой познакомиться… Псих какой-то. Тиндер, Adopte un mec, Meetic: выбирай, регистрируйся и вперед! А на улице к людям нечего лезть. И ведь подумайте, в этом много смысла: в приложении для знакомств вам предлагаются только люди, отвечающие вашим личным критериям, которые ищут партнера и которые географически рядом с вами. А на улице натолкнулись вы на замужнюю девушку с другого конца Франции и с тремя судимостями — и какой от этого прок? Только время потеряли.
Теперь о блогах. Уже много лет они оказывают значительно большее влияние на потребителей, чем журналы и телевидение. Разница очевидна: советы тебе дает не кто-то свыше, а такая же простая девочка, как и ты. Так было в в начале 2010‑х. Потом эти девочки стали зарабатывать миллионы, а их схема работы стала раскрываться обывателю: оказывается, марки поняли силу «совета девочки из соседнего двора» и стали платить блогерам за рекламу. В свою очередь, для поддержания и развития молодых талантов, на которые обрушилось такое состояние, стали открываться агентства, которые занимаются контрактами блогеров на манер актеров и моделей. Закончилось это огромным разочарованием аудитории. В свое время люди очень доверяли рекламе от звезд, магазину на диване, рекламным слоганам типа «бренд N°1 среди стоматологов России» — теперь верят блогерам, и это уже проходит. Но не подумайте, молодежь до сих пор следит за блогами, просто они меняют формат: IGTV, TikTok, инстаграм-посты с прямыми ссылками на онлайн-магазины брендов… Но французам подавай больше. Как и во всех остальных аспектах, им очень важна социальная позиция блогера. Он должен защищать интересы женщин, иммигрантов, животных и т. д. Большая часть советуемых вещей должна быть французского производства (здесь принято поддерживать отечественного производителя), экологичной (никакой содранной с невинной лисицы шкуры), недорогой (иначе ты уже не своя в доску, доверия к тебе нет и не будет), практичной (француженка не будет мучиться в неудобном) и доступной (нет ничего хуже, чем разочарование от недоступности понравившейся вещи). Самым популярным блогером в сфере моды остается Гаранс Доре (Garance Dore), которая уже около пятнадцати лет ведет по-настоящему французский модный блог, каким вы себе его представляете. Парижские фотосессии, советы о том, как носить клетчатые брюки, карандашные зарисовки и откровенный стиль письма вроде личного дневника. Чуть более современный, более американизированный блог — Noholita. В нем больше характера, какой-то чертовщинки. Камий Каллен, хозяйка блога, делится стилем, находками в парижских бутиках, домашним интерьером и своими путешествиями. Конечно, к постам прикреплены скидочные коды у всех упомянутых марок, за которыми охотятся полмиллиона читательниц каждый месяц. Полмиллиона — это мало? Тогда представляю вам королеву французской блогосферы — Каролин Ресевер и ее армию из 3,5 миллиона инстаграм-подписчиков. Она лицо Bvlgari, APM Monaco и L’Oreal, она звезда реалити-шоу, она автор книги «Без фильтра», законодательница моды, спортсменка, красавица… разве что не комсомолка. В общем, богата на блогеров Франция! Я лично не любительница блогов, потому что слишком хорошо знаю, как они работают. А вот виртуальная реальность и вообще онлайн-жизнь меня восхищает. Она ведь здорово ускоряет процессы, облегчает жизнь и сближает людей. Главное — научиться правильно ее готовить.