«Вера, скажите, что теперь носят?» Интересно, что Верочка ответила бы Людмиле Прокофьевне, случись этот разговор сегодня? Думаю, сказала бы: «Теперь носят всё! Надевайте, Людмила Прокофьевна, что угодно, не ошибетесь. Только не забудьте захватить главный аксессуар — уверенность в том, что вы и есть мода!»
Сентябрьский Vogue USA. На обложке — восемь моделей. Кажется, учли интересы всех групп. Этнические, культурные, гендерные. Новая мода — больше нет никакой моды для всех. Модно быть собой. Пестовать и лелеять свою индивидуальность. Не стесняться своего тела. Не стесняться своего цвета кожи. Сексуальной ориентации. Взглядов на жизнь. Да чего угодно! Главное — не стесняться. Отличаться — очень хорошо. Будь собой, и все у тебя будет. Кажется, мы близки к тому, что худшей участью из всех возможных будет родиться красивой, белой, цисгендерной да еще и в благополучной семье. Но даже если ты именно такая, не отчаивайся! Ты можешь быть особенной даже в этих непростых жизненных обстоятельствах.
Дочь Синди Кроуфорд Кайя на сентябрьскую обложку попала, к примеру, как ботаник (любит читать книжки) и интроверт (ненавидит small talk и прочую бессмысленную болтовню). А примерно такая же обычная, как Кайя Гербер, Белла Хадид попала на ту же обложку, потому что превратилась из супермодели в живого человека, честно и открыто признавшись, что ненавидит светские приемы и раньше на них ходила из-за того, что именно такого поведения от нее ждали окружающие. Ну, и в целом все публикации в американских медиа вокруг обложки (конечно, революционной, восемь моделей, и представлены почти что все) посвящены тому, что теперь недостаточно быть просто моделью, нужно обязательно во что-то верить, что-то защищать, кого-то представлять. То есть выбор есть наконец-то у всех. У каждого есть своя ролевая модель. Проблема, однако, заключается в следующем: чтобы выбрать свою ролевую модель исходя из этих новых вводных, надо сначала ответить на вопрос «кто я?». И вот тут начинаются серьезные проблемы. Потому что это, пожалуй, самый сложный вопрос из всех, на которые мы отвечаем в жизни. И в зависимости от периода и обстоятельств отвечать на него можно по-разному и каждый раз по-новому. И так без конца до полной потери идентичности. Но чтобы потерять идентичность, ее сначала надо найти. И модные журналы теперь в этом совершенно не помогают. То ли дело раньше. Открываешь модный журнал, и сразу понятно, как надо выглядеть, во что одеваться, на кого равняться. И как-то спокойно становилось. А что теперь? Какие ориентиры? Как найти своих?
Очень понравилось интервью Собчак с Карин Ройтфельд, бывшим главным редактором французского Vogue. Ксения: «А что это за брюки на вас, Карин? Celine небось?» «Нет», — отвечает Карин, — безвестного дизайнера брюки. Куплены другом по случаю на какой-то барахолке. Три года выпрашивала, чтобы дал поносить». «А как вам мода оверсайз?» — спрашивает Ксения. «Отличная мода! — отвечает Карин. — Мне такое не идет. Но если кому идет, то это прямо вот отличная мода».
Понимаете! Фокус в том, чтобы не следовать никакой моде. И не стесняться своего вкуса (каким бы странным он ни казался окружающим и каким бы отсталым ни выглядел на фоне модных тенденций). Сказать себе «я художник, я — так вижу» и перестать вообще на тему моды заморачиваться! Но для того чтобы так сделать, нужно быть невероятно уверенным в себе человеком. А вот где эту уверенность берут, модные журналы не пишут. На обложках модных журналов — те, кто уже состоялся. Самая большая проблема современного человека — проблема выбора. «Найти своих и успокоиться» или «найти себя и успокоиться»?
Раньше люди делились на умных и красивых, длинноногих и толстых, богатых и бедных. Сейчас все перепуталось.
Понимаю, почему дизайнеры и редакторы модных журналов обычно ходят либо в черном, либо в одном и том же. Они для себя уже все выбрали. И никому ничего не доказывают. Разве что только два раза в год своими новыми коллекциями. И вот что обидно: это их соревнование, а бежим со всех ног почему-то мы. И вот вам мой совет (хотя вы его не просили): прежде чем листать очередной номер модного журнала, разберитесь с собой, честно признайтесь, что вы любите в самом себе, чем гордитесь. А дальше вперед — в торговые центры. Подчеркивать именно это. И поскольку мода сегодня так многогранна и разнообразна, вы точно найдете свою одежду.