Предлагая мужчинам и женщинам поменяться одеждой, мода на самом деле отражает важные изменения в обществе.
«Девочки должны ходить в юбках, мальчики — в брюках». Так мне в семидесятых годах прошлого века говорили в школе, так моему сыну говорят и сейчас. Можно подумать, что ничего не меняется. На самом деле за прошедший век мир изменился до неузнаваемости, но некоторые стереотипы прочно укоренились в сознании. И гендерные ожидания продолжают ограничивать представление мужчин и женщин о себе.
Существует представление, что эмансипация женщин и получение ими равных с мужчинами прав на образование и социальную деятельность — это присвоение гендерных ролей мужчин. Может создаться впечатление, что если женщины надели брюки, они что-то отняли у мужчин. Тогда может возникнуть идея, что для поддержания баланса женских и мужских проявлений мужчины тоже что-то позаимствовали у женщин. Что же получается: женщины становятся более мужественными, а мужчины — более женственными в процессе обмена гендерными ролями? На самом деле гендерные ожидания социума — это набор признаков, исторически сложившихся несколько веков назад и закрепившихся за женским или мужским поведением. Гендерные ожидания сформировались в эпоху патриархата, когда мужчина действительно играл главенствующую роль в социуме, а распределение зон ответственности было очень жестким: женщины занимались домом, мужчины обеспечивали семью материально. Разграничения функций сопровождались таким же разграничением образов, включающих одежду и поведение. Так исторически закрепилось, что женщины мягкие, нежные, слабые и в юбках, а мужчины — твердые, грубые, сильные и в брюках.
С начала века оба образа переживают трансформацию. Женщины успешно выполняют социальные роли, которые раньше ошибочно считались исключительно мужскими. Гендерные ожидания оказались искусственным образованием, которое постепенно утрачивает свое значение. Женщина может носить брюки, но брюки не делают ее мужчиной. Они даже не являются признаком того, что женщина берет на себя гендерную роль мужчины. В XXI веке жесткие границы мужской и женской модели поведения стираются. На смену ограничениям приходит свобода самоактуализации личности. Это не значит, что эволюция приведет к появлению какого-то универсального существа-андрогина с признаками женщины и мужчины. Пока анатомия и физиология не демонстрируют таких тенденций, а значит, и психологические отличия женщин и мужчин не исчезнут. Кстати, юбки и брюки — это просто удобная форма для отправления физиологических нужд женщин и мужчин, живших в эпоху, когда не было комфортных туалетов. Других особых смыслов у этой формы одежды нет. Но гендер — это социальный пол, это вообще не про одежду. Возможности социальной самореализации стремятся к развитию и расширению на нынешнем этапе развития общества. И загонять личность в гендерные рамки — значит не признавать социальную эволюцию.
Мне кажется, что школа — это консервативный Цербер, стоящий на страже отмирающих патриархальных ценностей. Лично мне не очень понятно, почему современные школьницы должны носить юбки. Не юбки делают их девочками! И мне кажутся странными гендерные ожидания, когда общество навязывает, кому какими быть, а какими не быть, что носить, а что не носить. Мы вступили в фазу развития, когда уникальные качества личности становятся более ценными, чем принадлежность к какому-то гендеру. И лично мне не важно, что носят женщины и мужчины, какие у кого роли. Для меня важно, какая у меня роль, что я хочу носить и в чем я остаюсь самой собой.