«Никогда не говори ‘‘никогда’’», потому что дни бегут так быстро и ничто не остается неизменным». Так сказал Лао-цзы еще в шестом или пятом веке до нашей эры. Особую популярность эта фраза приобрела, конечно, благодаря одному из фильмов о легендарном Джеймсе Бонде, а «никогда не говори ‘‘никогда’’» звучит как совет не быть категоричным, чтобы не ошибиться. Впрочем, зачем далеко ходить за мудрыми советами? Русское народное «не зарекайся» — что может быть точнее и лаконичнее?
И тем не менее сколько раз мы в клятвах и другим, и самим себе зарекаемся и повторяем это самое «никогда»?
— Не есть на ночь — это некультурно.
— Не показывать конкуренту, что ты умнее его, — это нерентабельно.
— Не грустить — это вредно для здоровья.
— Не расстраиваться по пустякам — это немодно.
Кстати, о моде. Я вот, например, только на этой неделе рассталась сразу с двумя своими категоричными «никогда», впрочем, обо всем по порядку.
Во‑первых, я знала, что никогда не оденусь в розовый цвет. Откуда знала — непонятно, но знала твердо. И вот встретилась по работе над модным проектом с блистательным стилистом Людмилой Кириковой. И она мне предложила создать совершенно неожиданный весенний образ в ярко-розовых тонах. Я, конечно, согласилась — кто ж откажется от такой необычной творческой задачи? Но самым неожиданным во всей этой истории оказалось то, что сейчас я ношу розовые брюки, пуловеры и ботинки, а о многолетней антирозовой категоричности даже и не вспоминаю.
Во‑вторых — котики. Миляшные, мультяшные, многочисленные и, кажется, вездесущие. Каких только котят не увидишь в ленте. Не то чтобы они раздражают, нет. Против ничего не имею, но это — категорически не часть моей жизни. Так или примерно так я и думала до тех пор, пока сын не привез мне в подарок из Японии футболку с самым невообразимым котом из всех существующих в природе и в модной индустрии. И что я сделала? Нет, я не убрала этот подарок на дальнюю полочку шкафа, вскользь поблагодарив за сувенир. Я его надела на первую же вечеринку, облачаюсь в него при любом удобном случае, чувствую себя при этом великолепно и ничуть не упрекаю себя в беспринципности.
Я, можно даже сказать, принципиально согласна с тем, что все течет и все меняется, и начинается все почти всегда с пресловутого «никогда». Остальное — это всего лишь вопрос личной готовности. А я — готова, даже более чем. Я готова даже перевыполнить план по «никогда».
Вот, например, Далай-лама советует: «Раз в год бывайте там, где вы никогда не были». А я отвечаю: «Почему только раз? Я хочу весной плыть на байдарке по реке Чегем, летом — собирать лаванду в Провансе, а осенью есть плов в Ташкенте». Зачем мне это нужно? А чтобы жизнь, единственная и неповторимая, мимо не проходила. А неслась, и я вместе с ней.
Великая Коко Шанель говорила: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали». Золотые слова! Вот, например, что такое свобода, я поняла только тогда, когда первый раз прыгала с парашютом. Впрочем, во время прыжка я еще вспомнила, что такое тревога, страх и паника. Но зато когда приземлилась, как будто встретилась с собой, вспомнила, что такое счастье, и узнала секрет жизни. Кстати, о секретах.
Сара Бернар, покорившая мир своим талантом, в детстве страдала от туберкулеза и однажды подслушала, как врачи, секретничая, говорили о том, что она долго не проживет. И когда великая Сара стала актрисой, она выкладывалась в каждой роли как в последний раз. А в последний раз вышла на сцену в семьдесят восемь лет. Это правда. Но не вся. Это не только секрет Сары. Это и есть секрет жизни. Если уж она стала великой, играя каждую роль как последнюю, то почему бы не попробовать жить так, как будто жизнь — только одна? Ведь тогда каждый может стать великим артистом своей роли. Главной роли своей жизни — СЧАСТЛИВОГО СЕБЯ. Потому что если знаешь, что живешь только раз, то и делаешь жизнь радостной и неповторимой. Да любой, какой хочешь, делаешь. Потому что она — одна. Другой такой не будет. И такой вот другой СЧАСТЛИВОЙ ТЕБЯ. Это уж точно — НИКОГДА!