«Путешествие на поезде всегда было огромным событием. Дамы брали с собой лучшие халаты, кимоно, ведь им нужно было выходить на станциях, чтобы купить пирожки в буфете или покушать в ресторане вокзала. По нашей стране пролегает самый длинный маршрут поезда — Транссибирская магистраль. Поезд, который начинается во Владивостоке, приезжает в Москву, кажется, неделю спустя. За это время люди успевали познакомиться, жениться и развестись. Раньше поезд, когда самолет еще не был так популярен, сплачивал семьи. Поездка была полна событий, люди заводили романы и вечную дружбу, попутчиков угощали всем, что взяли с собой: вареные яички, курица, бутерброды. Раньше много вязали, вышивали в дороге — считалось, если женщина едет на дальнее расстояние, то она берет с собой вязание или пяльцы. Это считалось очень полезным и женственным занятием, потому что тогда, к счастью, не было интернета и мобильников».
«Платья, представленные на выставке, принадлежали как знаменитым, так и неизвестным людям и были сделаны такими мастерами, как Пьер Карден, и безвестными портнихами. Здесь представлены платья Аллы Пугачевой, Клавдии Шульженко, Екатерины Максимовой, Суламифь Мессерер (тети знаменитой Майи Плисецкой) и много других важных вещей, снабженных разными аксессуарами».
«На многих вещах, сделанных в СССР, есть элементы, которые скрывали дефицит и недостаток в материалах. Пуговицы тогда по той же причине делали из трехкопеечной монетки, обтягивая ее тканью. А вот на платье Клавдии Шульженко рисунок набит масляной краской через трафарет, потому что шелка с таким мотивом не было, а мода на него была».
«Черное платье Аллы Борисовны было сшито специально для поездки на фестиваль в Сопот, где она прославилась, спев песню «Арлекино». С тех пор ее звезда не погасла. Есть документальный фильм, где она гуляет в нем по улицам Варшавы. Оно максимально подходит для путешествия. Многие платья тогда переходили из рук в руки — они имели особую значимость. Это платье Пугачева потом подарила своей конферансье, а та отдала его мне спустя сорок лет. Остальные тринадцать нарядов, что мне передала примадонна, концертные. Они войдут в выставку, которую я собираюсь сделать к ее 70‑летию на ВДНХ. Алла Пугачева рассказывала, что (когда у нее не было сумочки-клатча) она брала коробку от конфет и сама обклеивала ее тканью и кантом и выглядела очень модно».
«Подумать только, сколько лишнего веса возили с собой женщины! «Дама сдавала в багаж» — неслучайная история, дамы действительно сдавали в багаж очень много. Женщины в то время переодевались до семи раз в день. В основном они не работали, за них работали их мужья, отцы, которые и содержали эти прекрасные создания».
«Путешествия столетней давности — это всегда особенные саквояжи, чемоданы. В путешествие дамы брали с собой очень много косметики, причем упакована она была не в пластик, а в стекло, поэтому ее надо было очень аккуратно перевозить. Женщины брали в дорогу кремы, пудры, лосьоны, тальки. Чтобы все это не разбилось, был нужен дорожный несессер с жесткой основой».
«XXI век очень многое упростил, введя в моду тотальный унисекс. Люди стали одеваться в стиле спорт-шик: пуховик, худи с капюшоном, треники и кроссовки. Это примитивная, но и самая удобная форма одежды для путешествий. Таких людей я вижу повсюду. Люди выбирают вещи немаркие, поскольку погода сейчас такая — с грязным снегом. Одежда женщин и мужчин потеряла гендерные различия: один и тот же пуловер и джинсы носят представители разных полов. Лишь длина волос и их окраска часто определяет, женщина это или мужчина, ну и еще наличие бороды. Смокинг, бабочку и галстук женщины уже давно утащили к себе в гардероб».
«Если наши путешественники отправляются за границу, часто для дам это «экзамен». Они хотят быть замеченными и казаться не хуже парижанок или римлянок, поэтому надевают все лучшее сразу. Главная ошибка — перебор в макияже, который в дороге не нужен. Я их понимаю, потому что для многих это шанс с кем-то познакомиться и устроить личную жизнь».
«Сохранить платья прошлого очень трудно. У нас многие вещи перешивались, потому что ткань была хорошая, а ребенка подчас не во что было одеть. Многое перекраивалось, поэтому именно советской одежды по сравнению с западной сохранилось очень мало, хотя по территории и населению наша страна огромная. Но мы носили вещи, пока не сносится. Потом жили в основном в коммунальных квартирах, где невозможно было разместить «старое барахло». Больше всего осталось одежды в США и Англии, потому что там живут в коттеджах, где есть чердаки и подсобки».
«Мода — это определенный индикатор, потому что в России и СССР никогда не была самостоятельной и всегда приходила с Запада, порой отставая на десять лет: через трофей, фарцовщиков и гастролеров, через польские журналы выкроек и телепередачу «Кабачок “12 стульев”», Олимпиаду‑1980, и не только. К нам она доходила несколько размытой и удешевленной, потому что покупательная способность советского человека тогда и сегодняшнего россиянина — это две большие разницы. Например, это пальто носила актриса театра и кино Лидия Николаевна Смирнова, она купила его в США во время поездки на кинофестиваль советских деятелей кино».
«У нас в стране до сих пор нет полноценного музея моды, поэтому на подобных выставках люди смотрят вытаращив глаза. Как это – такие вещи когда-то кому-то принадлежали и сохранились до сих пор в прекрасном состоянии? Двенадцать человек реставраторов работают в моем фонде для того, чтобы отмыть, отчистить, отутюжить, заштопать, дошить вещи, которые, конечно, со временем теряют свою форму».
«В России всегда любили народные мотивы в одежде. В свое время Вячеслав Зайцев часто их использовал, придавая им актуальность сегодняшнего дня, и на этом сделал карьеру. А в эпоху хиппи в моду вошли этнические мотивы — от Индии до Северной Америки. Например, это платье принадлежало прима-балерине Большого театра Екатерине Максимовой, одной из самых элегантных женщин, которая одевалась в стиле хиппи».
«Интересный культурный феномен: на Западе любят выставки западных дизайнеров, а у нас — только русской и советской моды. Это удивительное явление и последствие железного занавеса. Нам трогательно смотреть на одежду наших отечественных звезд, в то время как там все известные нам имена ничего никому не говорят. Точно так же и многих западных актеров, снимавшихся в знаменитых кинолентах, здесь не знают. Я думаю, нам понадобится еще сто лет, чтобы преодолеть барьер, который разделяет два мира — Запада и Востока».
«Все тленно» — главный девиз моей коллекции, потому что текстиль более трехсот лет не живет. Он со временем распадается «молекулярно». Ценность этой коллекции в том, что она представляет все модные тренды прошлого столетия. Выставка соответствует эстетике того времени».
«В прошлом веке в дорогу отправлялись вот с такими фибровыми чемоданами, они были неподъемными, поэтому на вокзалах были носильщики, которых женщины в шутку называли насильниками: «Насильник, помоги с чемоданами!» Этот чемодан сделан в Харбине, русском городе в Китае, основанном русскими путешественниками в Маньчжурию в 1898 году. Только представьте этот путь — какой-то харбинец привез чемодан в Россию, и я приобрел его в Иркутске в антикварном магазине».
«Пусть эта выставка станет воспоминанием о другой эпохе, когда наряды в путешествиях играли огромную роль. Конечно же, дамы в таких нарядах под колеса с мазутом не лазили. Это были путешествия в модном стиле: в Москву и Петербург, на курорты, на Кавказ и Крым, по Европе, куда путешествующих могли доставить поезда на протяжении многих десятилетий. Тема выставки раскрылась благодаря обилию багажа, дорожных вещей и созвучна началу весенне-летнего сезона, поэтому выбранные экспонаты характерны именно для этого периода. Подобная выставка, но в ином наполнении ранее уже проходила на Киевском вокзале в Москве и Витебском вокзале Санкт-Петербурга».
Текст: Ольга Плаксунова
Фото: Наталия Алексеева, Евгений Алексеев, архивы пресс-служб