Богатые культурные традиции, уходящие корнями во времена римлян, эпохи Возрождения и Реформации, пронизывают всю жизнь современных итальянцев. Чувство прекрасного, духовность, эстетическое наслаждение природой удивительным образом сочетались в итальянском искусстве с тягой к материальному обогащению. Практическое значение вещи итальянские мастера отодвигают на второй план. Главное — красота. Стремление итальянцев к прекрасному, творческое преобразование окружающего мира у итальянцев в крови. Живопись, скульптура, высокая мода, шикарные автомобили и литература, сохранившаяся в веках, — все это дело рук итальянцев. В этот раз я постараюсь рассказать о всевозможных газетах и журналах, где одни итальянцы черпают свое видение мира, а другие его создают.
Газет в Италии читают много. О жизни, знаменитостях и погоде. В транспорте читают, на работе, на скамейках и дома, в кафе за столиком под чашечку кофе. Ах, как прекрасно обыденное утро в Италии! Заходишь в маленькое кафе по пути на работу, берешь чашечку капучо, там же берешь свеженапечатанную газету закрепленную на специальном деревянном кронштейне. Классика жанра! Читают газеты политические и экономические, желтые и спортивные, информационные и специализированные. Но больше всего любят газеты бесплатные, которые раздаются в метро и в некоторых барах. И тогда эти газеты огромными перекати-поле катаются по улицам, вагонам поездов и салонам автобусов, трамваев.
Если говорить о мире моды, а следовательно, о глянце, то можно сказать, что в Италии представлен весь стандартный спектр модных журналов: Vogue Italia, L’Officel, Collezioni, Posh Magazine и т. д. Но эти журналы покупают редко из-за их дороговизны, чаще их читают в специализированных библиотеках. Ярким примером такой библиотеки является Biblioteca della Moda в Милане. Итальянский Pambianco, журнал об экономике в мире моды, очень хорош, не смотря на его сравнительно низкую цену. Поэтому и очень популярен среди итальянцев, работающих в этой сфере.
Стремясь быть в курсе последних сплетен, итальянцы покупают иллюстрированные еженедельные журналы, такие как «Оджи» (Oggi) и «Новелла 2000» (Novella 2000), где можно прочесть все новости из мира Голливуда, равно как и сведения о британской королевской фамилии и князьях Монако. Несмотря на то что «папарацци» — итальянское слово, в этих журналах почти не встретишь смачных историй из личной жизни политиков и скандалов, связанных с высокопоставленными лицами: на этот счет между власть имущими и итальянской прессой издавна существует негласное соглашение.
Наибольшие тиражи из итальянских газет имеют «Репубблика» (Repubblika), которая издается в Риме и придерживается левоцентристского направления; миланская «Коррьере делла Сера» (Corriere della Sera), имеющая правоцентристскую ориентацию и английский отдел, и более центристская «Итали Дейли» (Italy Daily). Влиятельна также газета итальянских коммунистов «Унита» (L'Unita), хотя читают ее меньше. Важны и некоторые региональные газеты, в том числе флорентийская «Национе» (La Nazione), туринская «Стампа» (La Stampa), римские «Темпо» (Tempo) и «Мессаджеро» (Messagero) и издающаяся в Катании «Сицилия» (La Sicilia). Главный итальянский новостной журнал — «Эспрессо» (L'Espresso).
В крупных городах можно купить журналы на английском языке. В гостинице можно спросить ежемесячные журналы Time Out Rome, Where Rome viA Ghest in Milan, хотя обычно они расходятся очень быстро. Частных газетных киосков в Италии мало, но в городах повсюду есть государственные киоски. Именно в них итальянцы покупают популярные еженедельные журналы с компакт-дисками или видеокассетами на любые темы.
Во многих журналах и газетах можно найти вкладыши на самые различные темы (экономика, культура и т. д.), многие из изданий черно-белого формата. Конечно, почти все газеты можно прочитать и получить в электронной форме в Интернете.
Хорошо представлена в Италии международная пресса. The New York Herald Tribune) — одна из самых популярных газет. Широко читается также еженедельный журнал новостей Economist.
Во многих русских статьях я наткнулась на мнение, что итальянцы мало читают по сравнению с другими европейцами. У меня же на это счет мнение противоположное. Даже проходя по улице или сидя в кафе, взглядом постоянно ловишь читающих людей. Ведь как поется в одной из известных песен: Parole, parole, parole… — «Все в нашем мире слова, слова, слова…»