Кто бы, честно говоря, отказался познакомиться с Василисой Премудрой (или Прекрасной, как ее называют в некоторых сказках)? Мужчины, полагаю, мечтали бы о такой верной жене, не только не доставляющей особых хлопот, но и приносящей заметную пользу. У нее все получается на высшем уровне — и хозяйство вести, и «себя блюсти». Какими бы завистливыми ни были женщины и девушки, живущие рядом с ней в сказках, но и они не могут не признавать редкого сочетания ума и красоты. Причем не умничанья, а именно ума — способности быть нужной и важной и… незаметной. «Интересно, она сама такая разносторонне талантливая или мудрость в том, что верных и толковых помощников имеет?», — думала я, почитывая сказку и наращивая профессионализм, а также оттачивая стиль за неимением явной красоты. В чем особенность этого сюжета: героине нельзя ничего показывать и даже как бы сомневаться в исключительности своих возможностей до определенного момента. И задания выполнять не для собственного удовольствия или по некоему тщеславному умыслу, а для счастья и благополучия других. Здесь логично было бы ожидать рассказа о великой любви, превращающей обычное в чудесное, но я больше понимаю в образовании, поэтому буду опять про школу и учителей, взрослых и детей. Хотя, возможно, это именно о любви…
Недавно я совершенно точно поняла, почувствовала то, о чем раньше только мечтала. Вершиной учительского успеха является как можно менее заметное присутствие учителя на уроке, ситуация, когда дети учатся сами и работают больше учителя. Долгое время я даже формулировала это своим, в основном учительницам, очень аккуратно, намеками и сказочными метафорами. Угадывая грядущие трудности, оказываться в нужное время рядом с тем из учеников, кому необходима помощь, легко переключать внимание детей на самих себя и задачи, отвлекая их от гаджетов под партой и погоды за окном.
Я вспоминала свой первый выход в класс как в космос. В класс, я имею в виду к партам и ученикам от доски и учительского стола. Как страшно было не понимать, что творится за моей спиной, как я научилась чувствовать это. Как я неожиданно начала предсказывать ошибки и уводить их к правилам как к инструкции. Что это было — преодоление страха или новые методы, найденные скорее интуитивно, чем осознанно. Анализировать эффективность таких педагогических новаций было некогда — дети были разные, их было много, они не хотели читать! И успешными свои уроки я не считала — не было в них учительской театральности и искрометности монологов. Но мне нравилось именно это — поменьше «о себе», побольше «о времени».
Проснувшись однажды «директором», я очень переживала именно за публичные обязанности — выступления, совещания, ведение торжественных мероприятий, это мешало контролировать процесс. Текущие дела мне давались не очень легко, но их зависимость от моей «включенности» вдохновляла. Пока делала сама — получалось! И сейчас мало что изменилось. Я снова и снова избегаю излишней публичности, стараясь ограничивать свое право на главную роль школой, где давно уже все в основном отлажено. Но есть прогресс и успех. Несомненно. Если что-то мной тщательно подготовлено, то это сейчас именно работа других участников события. Они предсказуемы и сосредоточенны. Они, а не я, являются главными, как когда-то мои первые ученики. И тогда, вот что важно — я готова выйти вперед, сколько бы людей ни было в зале, каким бы новым он для меня ни был!
Я это теперь поняла, после празднования двадцатипятилетия нашей школы. Почти целое лето ушло на подготовку и еще месяца три до него на поиск идей и концепций! Начиная торжественное открытие замечательной художественной вставки, немного сбиваясь в начале речи, я почувствовала себя спокойной и счастливой, уверенной и сильной, как никогда. Все получилось, как мечталось, все собрались, все улыбаются…
Я не знаю наверняка, в сказке про это не написано, что чувствовала «лягушонка из коробчонки», заходя в царские палаты Василисой Прекрасной. Но кажется мне, что-то подобное. И не зря сказочники сбиваются часто, называя ее Премудрой, а не Прекрасной. Главное в мудрости что? Если ты что-то понял, не важно, что ты когда-то этого не понимал! Не пытайся объяснять даже себе, по сказке же очевидно — шкурка лягушачья мешала.