Моя профессия — филолог. Это значит, что я умею читать, писать и разговаривать на совершенно особом уровне. То есть не только «что», а и «как». Как сказать, чтобы тебя поняли. Как чтение может помочь сделаться лучше, добрее, сильнее. Как писать не только грамотно, но и эмоционально, глубоко, искренне. Я люблю свою работу. Учу учителей и родителей правильным коммуникациям. Если на понятный язык перевести, учу их тому, чтобы образование не ссорило, а объединяло. Чтобы обсуждались не оценки, а содержание. Но моих даже очень профессиональных слов мало. Необходимо нам всем научиться слушать своих детей. А когда это не поздно сделать? Вот в чем вопрос. Ответ такой — никогда не поздно!
Взрослым кажется, что они должны объяснить, показать, спросить. Их должны слушать, а еще лучше слушаться. Желательно без обсуждения. Чувствуете, где проблема образовывается? Мы разговаривать умеем, а слушать? Если нет, то и детей, следовательно, не услышим. А хотим, чтобы они всему этому научились. У нас! Вот и приходится мне и учителям моей школы начинать первые уроки не столько с детьми, сколько с их родителями. Я готовлю большие родительские конференции, чтобы рассказать о своем опыте, опыте лучших педагогов в мировой истории. А он связан всегда не с тем, чему эти философы и гуманисты от педагогики могут научить, а с тем, чему они научились сами!
…Моя дочь научилась говорить очень рано, а сын долго молчал. Я слышала мнения на тему «чем раньше, тем лучше», а также противоположные: «развитие личности — процесс долгий и непредсказуемый». Сейчас я уверена: главное, чему ребенок сам учится с удовольствием. Мои дети и внуки убедительно доказывают это. А мои ученики убеждают в этом многократно.
Кажется, это совсем не воспитание. «Подумаешь, делает то, что интересно. Вот заставить делать нужное — это педагогика», — так рассуждают многие «правильные» родители. Но труднее всего именно это: организовать мир ребенка так, чтобы ему стало интересно обязательное — как устроен мир, кто он и его семья, как он может выражать себя и как организовать, как живет наша планета и многое другое. Вот здесь и нужно научиться слушать.
Вопросы, которые задают дети, только на первый взгляд наивные. Правильно их услышать и помочь своему ребенку исследовать мир вокруг себя — вот задачка для настоящего взрослого. Детский язык предельно прост: «Почему случаются войны? Как заставить батарейку работать вечно? Чем зеленое яблоко отличается от красного? Почему с Витей дружат все, а со мной никто? Из чего сделана музыка? Как показать белый цвет на белом листе? Как наказать людей, которые обижают животных?» Это настоящие «детские» вопросы, и их в моем блокноте, а также на специальных разноцветных листочках в каждом классе сотни. Имеют ли они отношение к учебе? Еще какое! Именно поиск ответов на эти вопросы заставляет читать, писать, считать и разговаривать.
Я уверена, разговаривать в правильном смысле этого слова ребенок начинает тогда и с теми, кто готов обсуждать простые вопросы. Без подсказок в виде нужных книг и сайтов, фильмов и энциклопедий. Обсуждать, становиться азартным в поиске ответа, радоваться неожиданным открытиям, печалиться, узнавая о несправедливости и несовершенстве. Вот это главное, чего от нас ждут наши дети — искренних эмоций.
Вы удивитесь, насколько наши знания о мире устарели! Дети с легкостью преодолевают века научных открытий, предлагая удивительные решения. И мы не можем и не должны их обесценивать, предлагая теоремы и формулы. Пусть ошибаются, чертят свои схемы и чертежи, рисуют своих героев, главное — было бы с кем поделиться. Помните — «для маленькой такой компании огромный такой секрет»? А ведь песня про то, что всем так дорого, — «было б только с кем поговорить». Дети очень хотят разговаривать. А их просят помолчать и послушать. Или прочитать и выучить. И они соглашаются ненадолго. А потом опять разговаривают, «мешая» учителю учить. А могли бы помочь учителю учиться вместе с ними, расти вместе с ними, исправлять ошибки вместе с ними. А научившись говорить на любые интересные темы, они сами захотели бы послушать. Учителя и друг друга. И новые вопросы заставили бы их искать новые ответы и снова обсуждать полученные результаты.
Не обижайтесь на детей. Если ребенок не слушает то, что ему говорят, возможно, это просто неинтересно. Не только ему, а и вам тоже. Вы в этом вряд ли признаетесь, а они это хорошо понимают. Вот что важно.