25.05.2017 17:29:00Детский мир

Секреты воспитания из разных стран.
Детский мир

Прежде чем делать выводы о том, какая из зарубежных систем воспитания подходит или не подходит россиянам, необходимо учитывать, при каких условиях можно вырастить гармоничную личность. Российские психологи говорят об огромном влиянии стиля общения взрослого и ребенка, то есть среды, в которой он растет. Практика показывает, что наиболее эффективен авторитетный или демократический стиль воспитания, который характеризуется высокой степенью принятия ребенка; доброжелательной атмосферой общения, доверием и хорошим эмоциональным контактом; умением вести конструктивный диалог с ребенком и навыками эффективной коммуникации; требованиями и правилами в соответствии с возрастом ребенка; учетом возрастных, индивидуальных особенностей и пониманием актуальных потребностей ребенка; уважением к личности ребенка и признанием его права на собственное мнение. При анализе зарубежных подходов в воспитании мы будем опираться именно на эти факторы.



НАШИ ЭКСПЕРТЫ






Галина Клочкова,

директор частной школы им. М.В. Ломоносова






Арина Грачева,

член Нижегородской лиги семейного консультирования, ведущая обучающих групп по авторской программе «Эффективный родитель»



 


Англия: уважение к личности



В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Даже воспитатели в детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. С ребятами постарше ведут беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. Ребенок свободен в принятии решений — где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к нему без спроса.



Галина Клочкова: Поддерживать талантливых детей мы умеем. Нам бы начать, как британцы, гордиться даже их малыми достижениями.



Арина Грачева: Бесспорно, очень важно обоснованно хвалить ребенка, уметь вести разъяснительные беседы о поведении и уважать личные границы ребенка. Вместе с тем, если речь идет о выборе школы, об этом в российской семье принимают решение родители, а выбор профессии и учебного заведения ребенок может осуществить самостоятельно.





Япония: всему свое время



В Японии к ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6–14 лет. В это время ребенок узнает, что такое строгость, любое слово родителей — закон. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.



Галина Клочкова: В нашей стране, как и в Японии, есть примеры уникальных воспитательных методик — они описаны и издаются на многих языках. Но чему нам следует у них поучиться, так это гармоничной совместной жизни с детьми.



Арина Грачева: В японских методах воспитания прослеживается чередование стилей воспитания в зависимости от возраста. До 5 лет — либеральный, то есть потакание, выполнение всех прихотей. В российском же воспитании до 5–6 лет формируются навыки дисциплины, нормы и правила поведения. В Японии с 6 лет — чрезмерная строгость (авторитарный стиль), неучет возрастных кризисов, например кризис 14 лет, когда в общении с ребенком-подростком нужно минимизировать давление, чтобы не провоцировать развитие негативных качеств и подростковых реакций. В то же время мы солидарны с японцами в том, что позиция на равных очень важна в общении с 15‑летним ребенком.





Франция: сами по себе



Родители во Франции не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения.



Галина Клочкова: Интересно, что идя вроде бы «в ногу» с французами, поручающими воспитание детей обществу — садикам и школам, мы не ­научились безоговорочно им доверять, перепроверяя знания с помощью репетиторов и навыки с помощью нянь. Лучший вариант — бабушек. Кстати, я уверена, бабушки — самая сильная сторона нашего воспитания!



Арина Грачева: Французское воспитание можно отнеси к индифферентному или формальному — дети находятся как бы на периферии. Такое воспитание отчасти свойственно и многим российским семьям в связи с экономическими переменами, большой занятостью и озабоченностью материальной стороной жизни. В этом случае дети недополучают семейного тепла, и есть большая вероятность, что создать по-настоящему счастливую семью в будущем будет сложно, так как настоящая семья предполагает сплочение, взаимную заботу и взаимную отдачу.





Америка: маленькие индивидуалисты



Маленькие американцы — это знатоки юридических норм, нередко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности. Американских малышей редко отдают в детские сады, женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей. Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину. США — родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут: родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время. Период «обособления» зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему — 5 минут.



Галина Клочкова: Учить наших детей по американским принципам несложно, но, на мой взгляд, это лишь усугубит проблему разъединения в семьях.



Арина Грачева: Я считаю, у американцев есть чему поучиться. Российские психологи активно используют методы Т.  Гордона — известного автора тренинга эффективного родителя (обучение Я‑сообщениям, активному слушанию). Гордон убеждает родителей, что с детьми можно выстроить теплые, доверительные отношения, основанные на любви и уважении. Также есть известная книга Рэя Берка и Рона Херрона «Воспитание на основе здравого смысла», получившая признание во многих странах мира. В книге красной нитью проходит постулат: воспитание должно опираться на две вещи — разум и сердце.





Италия: баловни судьбы



Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а буквально все встречные. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и одновременно в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице. Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.



Галина Клочкова: Привычка делить мир на взрослый (родительский) и детский, к сожалению, мешает в полной мере наслаждаться родительством как особым состоянием в отдельные периоды жизни. Я думаю, здесь опыт шумных итальянских семей пригодился бы.



Арина Грачева: Здесь мы видим яркое смешение стилей воспитания — либерального и гиперопеки. В этом случае у ребенка может формироваться истеричность, своенравие, самолюбование, ощущение своей исключительности. Дети не чувствуют своих границ и легко могут нарушать чужие. Не зря итальянцы считаются одной из самых общительных и эмоциональных наций. Вместе с тем итальянцы достаточно ответственны, трудолюбивы, ценят нормы этикета, патриотичны. У итальянцев, однозначно, можно поучиться приверженности к родине, семье и беспредельной любви к детям.





Индия: добрые люди



Главное, чему здесь учат, — это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество — это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. Терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться.



Арина Грачева: У индийских педагогов можно позаимствовать методы воспитания, которые развивают такие качества как милосердие, доброе отношение ко всему живому, стремление к внутренней гармонии. Вместе с тем, подавление истинных чувств может формировать приспособляемость, послушание, видимый комфорт, и, что еще хуже, провоцирует различные заболевания. Поэтому индийская система воспитания может быть нам полезна лишь отчасти.




ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412