Феминизм шагает по планете, осторожно огибая Нижний Новгород. К сожалению, часто слышу от земляков удручающее заблуждение, что эта социальная тенденция влияет на сексуальную ориентацию, стимулирует агрессию и мужененавистничество. Какая узость и провинциальность мышления! Феминизм в научном, не обывательском, понимании — это выравнивание социальных и личных возможностей обоих полов для полной самореализации и максимального удовлетворения своих потребностей. Настоящий феминизм — это тренд! То, что я сейчас реализую свои способности как писатель, теле- и радиоведущая — следствие феминизма, потому что еще в начале XX века такая свобода самовыражения для женщин была наказуемой дерзостью.
Главный дизайнер дома Dior Мария Грация Кьюри обогатила сезон Pre-Fall 2018 идеей великолепного, роскошного феминизма. Критики моды отмечают маскулинность, то есть подчеркнутую «мужественность» коллекции. И мне бы хотелось поделиться своим видением происходящего и в мире, и в моде.
Мне кажется, мода активно поддерживает те изменения, которые происходят в социуме. Нынешний век — век освобождения, век завоевания женщиной права быть разной и равной мужчине. В чем же основа этого равенства, нашедшая отражение в костюме? Вспомните, с чего начался женский бунт в моде. В 1933 году актриса Марлен Дитрих ввела брюки в свой гардероб в качестве рабочей одежды для съемок. Некоторое время они считались авангардом, но с приходом в мир моды великой Габриэль Шанель женский гардероб освободился от условностей, строго деливших одежду на мужскую и женскую.
Новый элемент оказался символичным. Брюки — это подчеркивание двух ног, а ноги — опора для устойчивости и здорового движения. Неслучайно бытует выражение «прочно стоять на своих ногах», означающее независимость как финансовую, так и духовную и эмоциональную. Длинная юбка, скрывающая женские ноги, неожиданно стала символом женского бесправия и духовного рабства, как будто у женщины вообще нет ног, нет собственной устойчивой опоры. Две ноги, соединенные полотном до пят в один визуальный монолит, показывали, что женщина не может быть самостоятельной и независимой. Ей, «одноногой», нужен «костыль» во внешнем пространстве, на который можно перевалить ответственность за свою жизнь. Выстоять «на одной ноге» женщина XIX века могла только рядом с мужчиной. А иначе — падение и гибель.
Символично и то, что первой разорвала круг женского бесправия актриса. Актерская профессия предполагает широкий спектр ролей, разнообразие образов и пластичность мировосприятия. Брюки сделали женщину более раскованной для смены ролей. Очевидная маскулинность костюма теперь позволяет ей подчеркивать внутреннюю, ненаносную нежность. Так уравновешивается баланс силы и хрупкости. Так взращивается новая женственность.
Не бойтесь феминизма, дорогие земляки! Скоро он будет таким же естественным, как женские брюки. Таким же естественным, как уверенная здоровая походка на двух ногах. И мир уже никогда не будет прежним. Ни социум, ни подиум.