Черное, белое и красное — уже по одним только декорациям можно было судить об оригинальности сценического и режиссерского решения. Пьеса, поставленная студентами Нижегородской государственной консерватории им. М.Глинки, собрала почти полный зал: здесь были и студенты, и представители старшего поколения.
«Нам очень понравилась „Женитьба Бальзаминова“ того же режиссёра — Валерия Долинина. Студенческий театр язык не поворачивается назвать учебным: ребята полностью погружаются в происходящее на сцене, и к тому же у них какой-то свой, свежий взгляд на пьесу», — отметила одна из зрительниц.
Сам режиссёр подчеркнул, что на сцене прежде всего артисты, а то, что они поют, можно расценивать как дополнительный плюс. «Во время сдачи спектакля было неожиданно большое количество восторженных отзывов. Казалось бы, почему? Всё ведь просто: белое, черное, красное — и в одежде, и в оформлении. Белое и черное — добро и зло, красное — кровь, на которой всё замешано».
Перед премьерой молодой композитор Марк Булошников рассказывает, насколько сложно с произведениями Горького «монтировать» музыку. Но зритель об этом наверняка не догадается. Возможно, всё дело в том, какая именно музыка звучит в постановке. Во-первых, это любимые горьковские мелодии тех времен, народные песни, романсы. Во-вторых, в спектакле использованы новые музыкальные мотивы: «Мы постарались. Да, у нас музыка иногда идет поперек сюжета, создает отдельное настроение, отдельную сюжетную линию, которая разрешается игрой актеров», — рассказывает композитор. Этот принцип воплотился уже в прологе: спектакль начинается своеобразной музыкальной абстракцией, которая создает настроение на всё следующее действо.
Десять — именно столько смертей было в семье Вассы Железновой. Как говорит сама героиня, у нее умерло шестеро детей, потом она убивает мужа, которого обвиняют в растлении малолетних. Прохор, брат Вассы, убивает служанку, а в финале Васса умирает сама. Смысл жизни богатой, властной, умной Вассы Железновой — в обеспечении будущего своих детей, озлобленной на мать Натальи и слабоумной Людмилы. Но родовое гнездо разрушается на глазах, а то, что Васса почитает за счастье, её птенцам не нужно. Финал спектакля трагичен — никакой благодарности к Вассе ее домочадцы не испытали.
Музыкальное решение темы непростых, запутанных семейных взаимоотношений вызвало неподдельный восторг у зрителя: «Очень душевный, очень человечный получился спектакль. Спектакль-разговор о хрупкости человеческих отношений, об их ни с чем не сравнимой ценности, о невозвратимости потерь. Когда звучит музыка, когда слышишь чудесные женские голоса, которые то сливаются, то обретают собственное звучание, и знаешь, что скоро всё в этом доме разрушится, слезы наворачиваются на глаза».
Кстати, прототипом Вассы является реальный человек — Мария Кашина из Нижнего Новгорода. Купчиха и владелица пароходства, она отличалась недюжинным умом и деловой хваткой. Ее супруг Михаил Кашин действительно был привлечен к суду за совращение малолетних, но до суда не дожил.
Текст: Марина Лукина.
Фото: Евгений Алексеев.