Не надо, пожалуйста, упрекать меня в высшей степени цинизма. Просто человечество способно сострадать, ценить и любить только то, что навсегда упущено. Такова уж наша сущность. Ежегодно та или иная звездная фигура получает ярлык «модной иконы», который она или он вынуждены доказывать всеми правдами и неправдами. У кого-то получается, у других не очень, а ведь самый простой способ лежит на поверхности и весьма естественен.
Из свежих примеров — Эми Уайнхаус. Стоило девушке, образ жизни которой за последний год не осудил и не обсмеял только ленивый, отойти в мир иной, как мировое сообщество в порыве сочувствия не только простило Эми, но и единогласно провозгласило очередной легендой. Ее альбомы возглавили чарты по обе стороны Атлантики, лицо красуется на глянцевых обложках, включая журнал «Хулиган» (ирония названия говорит сама за себя), а в продажу поступает уже вторая (как оказалось!) коллекция одежды от Эми, которую некоторые за частое использование маленького черного платья поспешили окрестить «Chanel с перверсиями». Для закрепления образы иконы, думаю, в самое ближайшее время нас ожидает повышенный спрос на укладки «Птичье гнездо» и макияж в духе пятидесятых.
К классическим примерам икон стиля следует отнести и принцессу Диану, об имидже которой заговорили с удвоенной силой после свадьбы Уильяма и Кейт, вынужденной под давлением общественности искать вдохновение в образах матери мужа. Глупо отрицать, принцесса действительно умела одеваться. Более того, в свое время ей удалось открыть секрет сочетания консервативной с налетом аристократизма одежды с дизайнерскими новинками зарождавшейся тогда fashion-индустрии. Это ноу-хау закрепило за ней звание главной модницы Британии, однако однажды найденный образ вряд ли бы продолжил приносить Диане столь щедрые дивиденды, не случись той роковой автокатастрофы в парижском тоннеле. Трагедия, воспринятая многими как личная, зацементировала в нашей памяти образ красивой, но грустной принцессы с идеальной укладкой и в модном платье.
Мужчины в этом списке скорее не иконы, а иконописцы, и от этого их влияние только сильнее. Например, стараниями Джанни Версаче в девяностые профессия модели впервые получила приставку «топ», и новый феномен в лице Клаудии, Наоми, Линды и Синди стал важной вехой в истории моды. Его убийство чуть не прикончило и сам Дом моды, заигравшийся в имитацию dolce vita и потерявший в этой игре связь со временем. Однако именно оно и позволило бренду Versace затем успешно переродиться и в конечном итоге перейти в лигу непререкаемых авторитетов.
По мнению многих (и тут я полностью солидарен) потеря Александра МакКуина для мира моды оказалась абсолютно невосполнима. И феноменальный успех выставки его работ в нью-йоркском Met этим летом — тому доказательство. Тут даже не хочется сомневаться, а был бы подобный ажиотаж и рекорды посещаемости, будь дизайнер с нами. Хотя, несомненно, именно его уход стал локомотивом столь стремительного продвижения марки на рынке. Также еще при жизни МакКуин успел приложить руку к созданию самых запоминающихся образов таких современных икон стиля (на любителя) как Сара Джессика Паркер и (совсем уж на любителя) Lady Gaga.
Ну а если вам все-таки хочется знать о моих личных пристрастиях, то вечно ротируемая «великолепная четверка» из ныне здравствующих (дай бог им здоровья) выглядит так: Виктория Бекхэм (за «упорство и труд все перетрут»), Юлия Тимошенко (за «премьером можешь ты не быть, но выглядеть на сто обязан»), Джуд Лоу (за «как денди лондонский одет») и, наконец, Игорь Чапурин (за «скромность украшает»).