Ральф Лорен как-то заявил: «Я никогда не считал,
что у американцев есть вкус в одежде». Позволю себе поспорить.
С одной стороны — да, как рыбак рыбака видит издалека, так
и американцы за границей за версту узнают друг друга
по неизменным белым кроссовкам, на которые Старый Свет смотрит
с неприкрытой усмешкой. Но как же тогда Мерилин
Монро, американские хиппи с фенечками и психоделикой, умопомрачительные костюмы из культовых
сериалов «Династия» и «Санта-Барбара», Марк Джейкобс
в юбке, наконец? Америке, разумеется, есть что сказать в мире моды.
Я бы даже сказала, Америка — это land of opportunities, «страна
возможностей» для тех, кто модой интересуется.
Попав первый раз в Штаты семь лет назад
по программе Work and Travel, я моментально переименовала ее для себя
в Work and Shop. Я не могла остановиться, понимая, что после
увиденных здесь цен покупки в России уже не доставят мне былого
удовольствия.
Характерной чертой
американского шопинга является обслуживание в формате «лучшая подружка
зашла на чай». Увидев однажды куртку Ralph Lauren (и сдался же он мне сегодня!)
за 70 долларов, я моментально понесла ее к кассе.
Я не могла поверить своему счастью, а продавец-консультант
Николь — моей расточительности. Сокрушаясь над высокой (!) ценой, она
доверительно сообщила мне, что sales начинается через
два дня. Но через два дня Америка, как у Сюткина, была бы
«далеко от меня, за пеленой другого дня», поэтому куртка нужна была
мне здесь и сейчас. Проникнувшись ситуацией, милая Николь сделала мне
корпоративную скидку, добавила какой-то купон, и — voila,
вожделенная покупка за 40 долларов была у меня в кармане.
Спасибо, Николь!
Американцев не зря
называют нацией скидок. В Америке дешевo почти
все. Дешевле, чем в других странах, зачастую даже тех, где эти самые
товары производятся. Конечно, дешевизну частично можно объяснить низким
по отношению к европейским валютам курсом доллара и тем, что
большинство товаров производится в Китае и Мексике. Однако настоящая
причина кроется в свободе предпринимательства, отсутствии государственных
ограничений и низких пошлинax — уже
за одно это можно любить американскую конституцию.
Американцы считают дурным
тоном приобретать вещи по полной цене, поэтому они терпеливо дожидаются
праздников. Ждать в общем-то, долго не приходится, ведь праздники
в Штатах, учитывая многонациональность, длятся круглый год. Самые большие
скидки выпадают на Рождество и 26‑е декабря в частности,
поэтому в Америке бытует шутка не про «лицом в салат»,
а про примерочные торговых центров, куда многие устремляются, допив свое
шампанское.
Чего не отнять
у американцев, так это самоиронии, в чем я еще раз убедилась
буквально пару недель назад. Американцы любят устраивать домашние
вечеринки-просмотры всяческих Awards, от «Грэмми» до «Золотого глобуса», обычно сопровождающиеся
соответствующим дресс-кодом и прочим антуражем.
Получив приглашение от друзей на вечеринку в честь «Оскара»,
я рисовала в уме красную дорожку от калитки до кухни,
мужчин в смокингах (нет, это я загнула, конечно, ну хотя бы
в галстуках) и девушек в коктейльных платьях. Всё оказалось
намного веселее и проще. Каждый из нас должен был приготовить
что-нибудь тематическое, вроде круассанов
из «Полночи в Париже», гавайских коктейлей из «Потомков»
и небезызвестного шоколадного пирога из «Прислуги» (кто смотрел, тот
поймет!) — в общем, блюд, грозящих парой лишних сантиметров
в талии, жмущей одеждой и угрызениями совести. «Красота требует
жертв» — явно не американский девиз, за пределами фабрики грез
по крайней мере, поэтому на голливудских див мы смотрели, одетые
в алладины и афгани. A кто скажет, что йога
нынче не в моде?
Однажды я шла
по серому Вашингтону, смотрела на авеню Независимости и думала,
что есть все-таки в этих величественных улицах, заполоненных
государственными деятелями и чиновниками, некая скучность
и консервативность. И тут мой взгляд остановился на женщине,
идущей мне навстречу. «Луч света в темном царстве», —
вспомнилось мне. На мое счастье, она разговаривала по мобильному
и не обращала на меня внимания, а я просто
не могла оторвать глаз. Женщине было под семьдесят, она была одета
в пальто канареечно-желтого цвета, как у Одри Хепберн в «Шараде»
1963 года, белые брюки и черную водолазку, и всё в ней выражало
достоинство, уверенность и стопроцентное чувство стиля. Подобных людей,
которых язык не повернется называть пожилыми, я встречала
в Штатах не раз, даже в маленьких городках, удаленных
от бурлящей жизни культурных столиц: джентльмен в лиловых мокасинах
и шарфе а‑ля Александр Васильев, дама в очках в стиле
пятидесятых, возможно купленных тогда же, в годы ее молодости,
и переживающих новую волну популярности, супружеская пара преклонных лет
в классических тренчах и лоферах, — в Америке действительно есть чему
поучиться у людей за шестьдесят. А в России,
к сожалению, в большинстве случаев возраст и эксперименты
со стилем — это взаимоисключающие понятия.
Виктор Пелевин как-то
четко подметил, что pусский человек очень хочет
выглядеть как представитель западного мира и тщательно покупает себе
одежду, но при этом слишком сильно старается и в итоге выглядит
именно как русский. Американцы не заботятся о «витрине»
и не стремятся произвести впечатление, ведь Америка любит цельных
и самодостаточных личностей! В этом, я думаю, и есть секрет
американского стиля.