Все мои знакомые начинают интересоваться друг у друга планами на лето примерно после новогодних праздников. Почему так? Потому что большинство из них — учителя. И каждый из них, конечно, по-своему объясняет выбор профессии, но есть нечто общее. Отшучиваясь, они легко называют три причины: июнь, июль, август. И в этом только доля шутки, если честно.
А правда такова — у тебя есть три месяца, чтобы отдохнуть и набраться впечатлений и сил для нового учебного года. А также у тебя есть три месяца, чтобы обдумать итоги прошедшего года и спланировать новый, с учетом найденных ошибок и открытий. И здорово бы все это совместить, чтобы первого педсовета в конце августа ожидать с тем же нетерпением и радостью, как Нового года или… нового лета.
Мы каждый год пишем учебные планы, планы уроков и исследований, планы мониторинга и родительских конференций. Угадайте, хотим ли мы писать планы на лето? Правильный ответ: «Мало ли чего мы не хотим делать — надо!» Это, конечно, не совсем планы, а, скажем, идеи, связанные с обсуждением перспектив личного и карьерного роста. Если проще, учителю истории и географии — путешествовать, набираясь личных впечатлений, учителю иностранного языка — учить его в той стране, где на нем говорят, учителю литературы — искать новые книги и новых авторов для детей и коллег-учителей. Кстати, в этом году мы запланировали учительскую читательскую конференцию, где постараемся представить книги, которые никто из нас не читал. Детские, разумеется. Учителя химии, биологии и физики уже составили расписание посещений фирм и презентаций лабораторного оборудования и программ.
Можно, конечно, указать, что из трех месяцев один все-таки рабочий и именно его мы так тщательно планируем с коллегами. Но это будет не совсем корректно. Мы учим детей тому, что взрослая жизнь не делится строго на время труда и время отдыха. Будучи осознанным, каждое мгновение полно смысла и силы. Общаться, думать, создавать что-то новое — от пирогов до книг, встречать друзей и растить детей — это мы делаем не по расписанию и плану. Просто долгими летними днями время и место действия все-таки имеют значение. Поэтому лично я за то, чтобы выезжать за любые пределы: школы, офиса, квартиры, города и страны, если такая возможность есть. Многое начинает видеться по-другому. Работа по созданию учебных программ — это не только и не столько привязка «часов к темам», это скорее попытка осмыслить глобальный контекст знаний, понять их прикладное значение.
Наши дети растут незаметно и быстро. Они осваивают мир опытным путем, а не по инструкции. Чтобы понять их, помочь им, нужно оказаться там и тогда, где и когда вам инструкции не помогут. Это я не про приключения и опасность, это я про новые знания и новый опыт: язык, традиции, обычаи, правила.
Я вспоминаю, как первый раз самостоятельно пыталась организовать собственную поездку. Все, начиная от получения визы и покупки билетов онлайн, бронирования отеля до программы пребывания пришлось продумывать, основываясь на сведениях из Интернета и интуиции. Нечего и говорить, что ошибки исправлялись на ходу и было не всегда весело и интересно. Зато теперь я точно знаю, чего хочу от той или иной поездки, что бережет мои нервы и деньги. Но новые идеи, конечно, реализуются обязательно. С последующей оценкой, разумеется.
Какое отношение это имеет к образованию? Самое прямое — мы можем учить хорошо, только если сами умеем хорошо учиться. И не своему предмету, это было бы слишком просто, а тому, что делает лучше и увереннее и нас, и наш мир. «Наш» нужно понимать буквально, как мир, который нас окружает и на качество которого мы действительно можем влиять.
…Рассуждения, подобные тем, что вы прочитали, слышат и мои учителя, обсуждая планы на лето. Теоретическую часть учительского планирования я обычно заканчиваю вопросом: «Когда вы начинаете отдыхать?» И слышу примерно следующее: «Завтра я еще хотел бы…» А отдых наступает после этого. Послезавтра. Каждый день. Все лето.