19 декабря 2014 года в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась вторая выставка проекта «Свобода творчества». В экспозицию вошло 350 произведений 130 самобытных художников из Нижнего Новгорода, Дзержинска, Лыскова, Бора, Кстово и других городов Нижегородской области.
Вторая экспозиция превзошла первую выставку, которая была представлена нижегородцам еще в феврале 2014 года. «Ту выставку мы открывали на свой страх и риск, мы не знали, что получится в результате, — рассказала искусствовед, заместитель директора НГВК по научной работе Ирина Маршева. — Но оказалось, что людям нужны такие проекты: они могут выставиться публично, позвать своих родных, знакомых на выставку, где их работы соседствуют с другими, не менее интересными полотнами. Самое страшное для художника — быть неизвестным. Мы же даем нижегородским художникам практически месяц славы».
Самобытность, уникальность экспозиции заметна сразу: она разнообразна по стилям и жанрам. Здесь и традиционное реалистическое направление, представленное пейзажами, натюрмортами, портретами. И абстрактные работы, где акцент делается на восприятии формы и цвета. И графика, написанная как карандашом, так и кофейной гущей. Но свободные художники работают не только в традиционной технике. Многие из самоучек пытаются найти собственный язык для общения со зрителем. Один из авторов решил обрамить зимний пейзаж настоящей форточкой, к которой прикреплен градусник. В экспозиции можно без труда найти жанровые композиции или пейзажи со вставленными прямо в полотно зеркалами. В некоторых случаях подобная игра со зрителем дает очевидный эффект, например, когда на картине изображена мастерская художника и мольберт посередине. Правда, вместо чистого листа туда вставлено зеркало, и каждый посетитель выставки может увидеть будущий портрет самого себя в нем. Не иначе, автор хотел сказать этим, что искусство, творчество, которое призвано изображать все прекрасное, может стать неким зеркалом для человека, приоткрыть его душу, что прекрасное есть в каждом человеке.
Некоторые свободные художники пытаются вывести плоское изображение вперед, сделать его более выпуклым, осязаемым, а значит, приблизить его к зрителю. Каждый находит собственный способ для решения столь нетривиальной задачи. Так, на картине с рыжим котом, которая находится в первых залах выставки, шерсть животного изображена объемно, за счет густоты краски. Автор, нанося масло на холст, как бы тянул его к себе, из-за чего картина и приобрела дополнительный рельеф. В других случаях мастера использовали папье-маше, которое прикрепляли к полотну и окрашивали как объект будущего сюжета. Наибольшей объемности изображения удалось достичь и в коллажах: в этих произведениях у кота есть настоящие очки, прикрепленные к картине, на доске стоят настоящие бочонки для игры в лото и старый кошелек.
«Вдохновляет то, что окружает меня, — рассказывает пожарный Илья Спиченков. — Писать я стал всего 4 года назад, за плечами уже 50 картин, а в этом году провел несколько персональных выставок». Работы Ильи запоминаются удивительными рамами, которые, являясь практически самостоятельным арт-объектом, дополняют сюжет, изображенный на холсте. Это совместная работа Ильи и флориста Натальи Киляевой.
Художник Рада Тихановская, дизайнер по профессии, решила сказать свое слово в искусстве: «Я хочу ввести новое направление — фудизм (от „food“ — с англ. еда. Прим. авт). Мне кажется, что, изображая на полотнах еду как самостоятельный объект, можно говорить о социокультурных и психологических проблемах нашего общества». Так, фрикадельки, созданные из одного теста, по версии автора, становятся символом отсутствия индивидуальности, обозначением чувства стадности. Лапша, которая как бы оплетает кусок ветчины, — прообраз ситуации, в которой человек «заедает» свои страдания, горе, приписывая еде функции лекарства.
Особым разделом выставки стала деревянная скульптура, созданная в технике резьбы бензопилой. Четыре работы представил лесник Олег Борловский. Для него резьба бензопилой — совершенно новое занятие, которым свободный художник увлекся с прошлой зимы. В экспозицию вошли вырезанные из дерева гриб, пчела на корзинке, гриф и длинная скамейка с Лешим.
Иногда просто не верится, что эти произведения созданы людьми, у которых нет художественного образования. Все они — инженеры и строители, журналисты и фотографы, педагоги и арт-терапевты, пожарные и лесники, бухгалтеры и экономисты — неплохо разбираются в композиции и колористике. И даже небольшие огрехи прощаются за одну лишь попытку создать то, что требует особых знаний, особого видения, творческого мышления, а что самое важное — умения наблюдать и замечать прекрасное.
Оценить работы нижегородских самобытных художников можно вплоть до 1 февраля 2015 года.
Текст: Светлана Чернова.