Раз в год промышленный город Выкса в Нижегородской области превращается в культурный центр мирового масштаба: здесь проходит Международный фестиваль новой культуры «Арт-овраг». В последние дни перед фестивалем работа кипит: стены панельных пятиэтажек обросли строительными лесами, на которых трудятся художники-граффитисты, в парке слышен визг пил, треск сварки и стук молотков — искусство теперь делают так.
О новой культуре и о культуре нового, а также о том, кому и зачем все это нужно, мы попросили рассказать одного из кураторов «Арт-оврага» Константина Гроусса.
— Диалог – это слово является, пожалуй, ключом ко всему фестивалю.
Да, мы планировали нашу работу так, чтобы возник диалог на разных уровнях: диалог обычных горожан и художников с мировым именем, диалог исторической городской среды и того нового необычного искусства, которое после фестиваля останется на улицах города. И, конечно, диалог народа и власти — не будем забывать, что в конечном итоге фестиваль делается градообразующим предприятием — Объединенной металлургической компанией — для жителей города.
— Диалог возник, что дальше?
— А дальше начинается самое интересное: мы хотим путем внедрения нового искусства изменить самих людей, их отношение к собственному городу и вообще к жизни. Получится ли у нас это — судить сейчас невозможно, это можно будет оценить спустя годы. Но во всяком случае вот уже третий год в фестивале активно участвуют дети, молодежь. Растет поколение, которое каждый день на улицах города видит современные арт-объекты, изменяющие привычный пейзаж. Один из художников, Риккардо Мурелли, который проводил с выксунскими детьми мастер-класс, был просто потрясен тем, насколько тонко они чувствуют современные формы. «They have knowledge» — так он сказал.
— Но, наверное, детский восторг разделяют не все?
— Некоторые, конечно, ворчат. Мол, как так-то, у моего дома была нормальная серая стена, как у всех, а тут пришли ее разрисовали…
— Случаи вандализма были?
— Да, несколько скульптур с прошлого года разрушили. Но большинство работ все равно осталось. И потом, в этом году мы делаем очень прочные капитальные работы, надеюсь, они простоят долго и умрут своей смертью (смеется). Нет, я в буквальном смысле: Габор Соеке так и сказал про своего Единорога: пусть он темнеет — он его из некрашеного дерева сделал, — старится, постепенно разрушается, как настоящее живое существо. Но все равно он лет пятьдесят может простоять.
— По какому принципу вы отбирали работы на фестиваль?
— С каждым художником мы обсуждали тему нынешнего года: «Город-сад», и потом вместе из эскизов выбирнали те, которые наиболее адекватно отражали тему.
— А «Город-сад» это…
— «Город-сад» - это тема, имеющая достаточно длительную историю. Началось все с градостроительной идеи — в начале ХХ века нужно было разгрузить большие города. И в Англии, а потом и в России стали разрабатываться проекты «городов-садов», или зеленых городов — что-то вроде пригородов с отдельными домами для рабочих семей. Сейчас, спустя сто с лишним лет, мы используем образ «Города-сада» как метафору идеального города.
— Объекты, которые построены на фестивале – как они связаны именно с этим пространством, именно с Выксунской землей? Если их переместить, смысл изменится?
— В принципе, любое произведение искусства может быть перенесено в любую точку мира. Но что касается тех объектов, которые мы видим, например, в парке, если их переместить из этого парка, из тех конкретных мест, где они расположены, они, конечно, что-то потеряют. Потому что суть лэнд-арта, то есть арт-объектов на природе, именно в тесной связи искусства и природной среды. Например, работа Мурелли состоит из линий, заключенных в квадрат. И восприятие художника таково, что все предметы для него являются прежде всего набором линий, например сосновый лес — это чистые вертикальные линии. Поэтому его работа приобретает особый смысл, когда находится именно там, где она сейчас, — среди высоких стройных линий-деревьев парка.
И особенно это касается стрит-арта и граффити, потому что они привязаны к конкретным зданиям. Мы ставили своей целью не просто разрисовать несколько домов, а выстроить определенную перспективу, так, чтобы росписи взаимодействовали между собой, чтобы получилась галерея под открытым небом.
— Люди понимают современных художников?
— Сложно сказать, но во всяком случае мы призываем всех приходить, общаться с художниками, участвовать в их работе и пробовать создавать что-то свое. По большей части получается очень позитивный диалог. Суть паблик-арта в том, что художник выражает свой взгляд на мир, он может совпасть, а может и не совпасть со взглядом множества горожан, которые это видят. Но в любом случае возникает диалог между людьми и художником, и ради этого диалога, собственно, и организуются подобные паблик-арт фестивали.
К тому же многие наши художники не имеют академического образования, они всему научились на улице. И зачастую получается, что их видение мира, их работы отражают тенденции в современном обществе, которые понятны всем людям.
Интервью: Надежда Лукиянова
Фото: Роман Бородин