Формат небольшой задорной колонки для популярного глянцевого журнала не предполагает серьезных глубоких размышлений о секретах бизнеса и менеджмента (слово‑то какое скучное и чужое!) Но тема номера сформулирована именно так: бизнес. Как быть?
Я никогда не думала, что буду бизнес-леди. И не стала ею — в том смысле слова, который у нас принят. Двадцать лет назад в Нижнем Новгороде я организовала свою собственную, первую в России, частную школу телемастерства. В ту пору словосочетание «бизнес-план» было никому не известно. Моя идея была проста: я планировала сделать такую школу, в которой хотела бы учиться сама. В ту пору мне было сорок лет, я прошла достаточно жесткий путь падений и взлетов, а за уроками мастерства приходилось обращаться то к маститым личностям с Горьковского ТВ, то к молодым звездам программы «Взгляд». Казалось бы — чего проще? Набрать умных свежих ребят, пригласить в Нижний Новгород лучших телемастеров страны, самой научиться читать лекции и проводить тренинги. Деньги? В ту пору мне казалось, что благодарные ученики сами заплатят так много, что хватит на все мои планы и еще что-то останется.
Однако мой бизнес оказался таким невыгодным, сложным и нагрузочным, что если бы было возможно отмотать время в обратную сторону, не думаю, что я повторила бы этот свой шаг.
Во‑первых, самые талантливые ученики оказались сплошь нищие — в результате не они платили нам, а мы платили за них. Во‑вторых, законы об образовании устроены таким образом, что прибыли в этой сфере нет и быть не может, а налоги такие, что с каждой зарплаты педагога надо заплатить государству еще столько же. В‑третьих, в собственной школе мне пришлось быть главным тренером и главным продюсером, а еще мне пришлось самой не только научиться считать и экономить деньги, но и растить и отпускать на волю именно те кадры, с которыми я надеялась заработать наконец хоть какой-то капитал — для нового роста школы и для новых проектов.
Я ни о чем не жалею, нет. Мой опыт оказался успешным. У меня тысячи учеников, а моя квалификация и стоимость как тренера и продюсера растет с каждым годом. Но! Мой опыт организации образовательного бизнеса без поддержки государства и спонсоров привел меня к самым грустным мыслям о том, что самая хорошая идея остается любимым требовательным ребенком, и надо быть готовым к тому, что ты останешься с этой идеей один на один, как мать-одиночка. Мне повезло — мой ребенок вырос талантливым и успешным. Не благодаря, а вопреки! Я сначала удивлялась, что наша школа мало известна в родном Нижнем Новгороде, а саму меня людская молва давно сослала в Москву. Потом удивлялась, что даже наш маленький офис мы не можем выкупить в собственность. Потом… а потом я перестала удивляться, а просто продолжала работать, потому что маховик оказался раскручен так сильно, что его уже не остановить. Вслед за телевидением мы занялись красноречием и риторикой, то есть у нас наконец появились семинары, на которых можно заработать реальные деньги. Фестиваль «Живое Слово» в селе Большое Болдино уже седьмой год собирает таких гостей, что впору сравнивать его с церемонией «Тэфи». В общем, опыт оказался сложным, тяжелым, но успешным.
А секреты? Да это и не секреты вовсе. И все же назову три своих правила, которые сразу пришли в голову. Я люблю хвалить людей и не люблю их ругать, потому что знаю, что похвала — гораздо более могучее оружие, чем критика. Я доверяю своим сотрудникам, что, впрочем, не мешает мне контролировать главные проекты вплоть до мелочей. А теперь третье и главное: я люблю заниматься самыми безумными проектами, из серии тех, которые кажутся невыполнимыми и невозможными. Потому что именно эти проекты оказываются самыми успешными и яркими. Мой девиз — не говорите себе «нет»!