Если бы отцы-основатели современного
менеджмента — Г. Форд, П. Друкер,
М. Вебер, П. Сенге и их «коллеги
по цеху» —начали апробацию своих идей исключительно на предприятиях
Италии, их постиг бы неминуемый крах. Как и пятьдесят лет назад, так
и сегодня этническому итальянскому предпринимателю или владельцу крупного
холдинга невозможно объяснить, что подбор персонала подразумевает точечную
селекционную работу внутри конкурентного рынка рабочей силы,
а не трудоустройство бесконечных родственников с юга страны. Что
личная преданность никогда не заменит фундаментальных знаний
в области производства и маркетинга. А «паренька», которого
«по понятиям» рекомендовал отец сицилийской каморры, вполне мог бы
сдерживать и мотивировать грамотно составленный контракт, а не перспектива
быть замурованным в цистерну с бетоном где-то под Неаполем.
Но факт остается фактом: семейственность, кровные узы, патриархальный
стиль управления предприятиями малого и крупного бизнеса
в Италии — наиболее распространенная и эффективная форма хозяйствования
на сегодня. Правда, это и единственно возможный способ исторически
удерживать бизнес в рамках одной или нескольких семей, передавать
прикладные и житейские навыки и премудрости от поколения
поколению.
Сколько раз
на протяжении шести проведенных мною лет в Италии мне приходилось
наблюдать следующую картину. Глава компании (лавочки, ресторана, мастерской)
сетует (прилюдно!), что его сыновья — полные идиоты…, но при этом он нежно
любит их и интегрирует в бизнес на протяжении всех двадцати
четырех часов в сутки. При этом «сыновья-идиоты» молча и покорно
сносят публичный позор, впахивают на всех черных
работах и ждут своего часа, когда они в роли главы семьи начнут
делать то же самое.
Другое дело —
наемная рабочая сила, и особенно иностранцы. Вот тут практически исключено
как начальственное менторство, так
и подобострастие со стороны подчиненных. Видимо, есть генетическая
память в итальянском этносе от эпохи Великой Римской империи,
все — от патриция до ремесленника — граждане! Вспомните
гордых героинь Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
Кстати, термин «итальянская забастовка» означает лишь исполнение
на рабочем месте своих должностных обязанностей «от» и «до»
и ничего лишнего. (Правда, одна «блондинка», когда
я на мастер-классе приводила пример с этим термином
из американской компании, искренне удивилась: «Я все поняла.
Но при чем тут итальянцы?!»).
Конечно, мне больше
довелось понаблюдать за внутренними взаимоотношениями в различных fashion-компаниях, и я с удовольствием
поделюсь своим опытом. В таких компаниях наиболее ярко присутствуют темы дресс-кода, карьерного роста и внутренних конфликтов
(помните знаменитый фильм «Дьявол носит Прада»?).
Ну а так любимая тема в американских компаниях — тема «мужчина
–женщина. Кто начал первым?» — в итальянских модных компаниях абсолютно
запутана и размыта, как и грань первичных половых признаков
в креативной индустрии. За личностные отношения с боссом вас
не выкинут с презрением с работы, как это делают в Америке,
а скорее это даже поможет подняться по карьерной лестнице.
Если границы внутреннего корпоративного поведения
в Италии очень размыты, то с дресс-кодом
у них все очень серьезно, и особенно в модной индустрии. Каждый
день ты должен быть одет с иголочки, следить за трендом
и соответствовать всем модным канонам. Одежда не должна быть
вычурной, как это часто можно наблюдать в отечественных компаниях. Никаких
мини-юбок, высоченных каблуков и тонны макияжа! Приветствуются строгие
костюмы, минималистические платья, комбинезоны, блузы, большая дорогая сумка,
балетки и достаточное количество модных аксессуаров. Помню, на моем
первом стаже в шоуруме одну из девочек,
работающих со мной, уволили только за то, что у нее были очень
грубые кожаные сапоги, не подходящие к образу компании.
В Италии вообще вопрос
о легальном трудоустройстве для Ex-EU очень
сложный. Для того чтобы работать, иностранцу надо приложить нечеловеческие
усилия и получить Nulla Osta
(разрешение на работу). Потом годами работать на правах стажера, при
этом работать по восемнадцать часов в день и практически ничего за это
не получать. Если вы все-таки высидели, то вам сделают контракт,
по которому вы еще года два будете получать минимальную заработную плату.
Но у вас будет хорошее место в одном из мировых fashion-домов, хороший контракт со страховкой
и ощущение, что теперь-то вам точно все по силам!
Сейчас многие
итальянские предприниматели готовы сменить благодатный родной климат
на трескучие русские морозы ради материальной выгоды. Что и говорить,
доходность в России продолжает бить все мировые рекорды на один евро,
вложенный в новый проект. Да и женятся они в наших условиях
гораздо быстрее и неприхотливее, чем в Италии. Налоговый климат для
нынешнего итальянского бизнеса тоже очень непростой, и гонит потомков
центурионов в оффшорные швейцарские Альпы — ближе к знаменитому
городу Лугано. Но по большому счету итальянцы продолжают оставаться
патриотами своей страны, даже если это не очень выгодно. Об этом
говорит мировая статистика использования миграционной рабочей силы
на территории Италии и минимальный экспорт собственных производств
в страны малой Азии. Так что, покупая итальянское, практически всегда
можно не сомневаться — «Сделано в Италии»!