Где вам лучше всего выступать?
Безусловно, в России — где родился, там и пригодился. Все попытки наших звезд покорять западные олимпы кажутся мне комичными: в нашей музыкальной культуре есть так много черт, которые нигде, кроме как на постсоветском пространстве, не будут интересны. А когда мы пытаемся петь, как афроамериканцы… У русских людей все равно это получается по-другому.
Но ведь вы сами поете и по-испански, и по-цыгански.
Я пою, как пою именно я — я не копирую фламенко, у меня так не получится. Безусловно, я много слушала людей, для которых эти языки родные, но все равно это спето и прожито мной.
Вы вообще верите в загадочную русскую душу?
Трудно сказать, большое видится на расстоянии. Длинная зима, вынуждающая вести довольно монотонный образ жизни, вывела русских людей на иной духовный уровень: мы любим порассуждать о вечном, пострадать о жестокости жизни. Но при этом ленивы и неповоротливы. Там, где западный человек нашел бы виноватого и вытребовал справедливости по закону, мы ищем метафизические причины — кто льет слезу, а кто заливает тоску. Поэтому мы кажемся иностранцам суровыми, склонными к драматизму, непредсказуемыми. Наши внутренние мотивации им непонятны, потому что они живут по-другому.
То есть и русский фольклор им не понятен?
Конечно, иностранцы не понимают тонкостей игры русского языка в текстах народных песен, не испытывают щемящей тоски или ностальгии, но все же говорят, что немного лучше начинают понимать русскую душу, именно когда слушают наши песни.
А как вы относитесь к тому, что на Евровидение от России едут удмуртские бабушки?
Я смотрела российский отбор Евровидения и плевалась весь эфир, пока на сцену не вышли эти бабулечки. Они действительно очень обаятельные. Главное — они выглядят настоящими на фоне всех этих одинаковых блондинистых кукол и непонятных мальчиков. Евровидение в последние несколько лет — конкурс фриков, в этом смысле наши бабушки — самые милые «фрики» на свете. Главное, чтобы их не затаскали по всяческим промо-турам и пресс-показам — надо поберечь их нервы и здоровье.
У вас самой нет желания поехать на Евровидение?
У меня нет желания ехать ни на Евровидение, ни на какой-либо другой конкурс. Мне гораздо ближе различные фестивали и сольные концерты.
Где в России вы лучше всего себя чувствуете?
В России есть места, которые являются для меня местами силы — Алтай, Суздаль, родной Новосибирск…
А вас не смущает, что Суздаль сейчас больше напоминает туристический аттракцион, чем старинный русский город?
Я, например, счастлива, что в Суздаль приезжает все больше людей. Несправедливо как раз то, что это волшебное место долгое время находилось в запустении, и мало кто про него знал. Чем больше людей будут знать о таких городах, тем меньше будет вопросов, типа «а за что мне любить свою Родину?». Да хотя бы за такие вот Суздали-Владимиры!
А на Алтае чем вы занимаетесь?
В прошлом году поехала на Алтай, и это меня по-настоящему вскрыло. Я занималась йогой на берегу реки, разговаривала с деревьями, очень много гуляла. Даже пары дней на Алтае хватит для того, чтобы полностью «перезагрузиться».
Вы рассказали о своих любимых местах, поговорим о нелюбимых. Где вас хуже всего принимали?
В Барвихе luxury village. Там, видимо, собирается публика, которая принципиально не апплодирует. Телевизору же они не хлопают, а то, что перед ними живые люди выступают — какая разница! Я не люблю там выступать, но иногда приходится.
Я знаю, вы ездили на праздник русской Масленицы в Лондоне.
Мы два раза выступали на Масленицу на Трафальгарской площади. Я очень люблю Лондон, наверное, если бы мне по какой-то причине нельзя было жить в России, я жила бы там. Атмосфера города очень располагает к творчеству, свободным художникам там очень просто и легко.
Что вам обычно дарят поклонники?
Обычно цветы и иконы, которые я тщательно собираю — не потому, что я коллекционирую иконы, а потому, что подарок. И, слава богу, перестлали дарить игрушки! Я ведь выступаю с четырех лет.
А в каком возрасте вам перестали дарить игрушки?
Не так давно. Я заметила, что на мои концерты начали приходить взрослые мужчины, зрители перестали дарить игрушки, и поняла — вот она, старость! (смеется).
Говорят, вы не поете за столом?
А дело в том, что я не пью…
Поэтому не поется?
Просто не люблю все эти застольные истории. Но когда недавно были в Чите, за огромным столом мы собрались с нашими друзьями из Забайкалья, и грянули казачьи песни — и, несмотря на то, что я не пила, спела громче всех, на весь стол. Все зависит от компании.
А в караоке вы ходите?
Да, но очень редко.
А что поете в караоке?
В основном композиции на английском языке и Земфиру.
Сейчас модно устраивать тематические вечеринки — испанские, японские. Представьте, что вам поручили организовать вечеринку в русском стиле.
Идеальная русская вечеринка должна быть за городом, желательно в своем доме, желательно, чтобы рядом была банька, которую просто необходимо включить в список развлечений. Я бы точно приготовила борщ, закуски типа пирожков, расстегаев несладких. Пельмени домашние у нас присутствуют практически на всех вечеринках, вне зависимости от их тематики — очень хорошо «заходят», тем более, лепит их моя сибирская бабушка, а она — настоящий мастер этого дела.
А саундтрек?
Я бы чередовала аутентичную русскую музыку, скажем, в исполнении театра из Читы «Забайкалье» с современным русским лаунжем, например, со Zventa Sventana.
На сцене вы выступаете в фольклорных нарядах…
Наши сценические костюмы — не фольклорные, они стилизованы с намеком на этот стиль. По большому счету это нарядная, вечерняя одежда со ссылкой на русский народный костюм или более абстрактную этнику. Их шьет моя мама. Очень важно, когда выступаешь в вещах, сделанных руками близкого человека: на сцене происходят определенные энергетические процессы, и когда на тебе такой оберег из ткани, при этом красивый, удобный, он меня оберегает.
А как вы одеваетесь в обычной жизни?
Я ношу женственные вещи, — каблуки, платья. Свою любовь к этнике я проявляю, используя украшения, орнаменты. Во всем нужно знать меру, если переборщить с этникой, станешь похожей на городскую сумасшедшую или куклу на чайнике.
Пелагея прославилась на всю страну в девять лет, когда стала победительницей конкурса «Утренняя звезда». Уже через год юная певица подписала свой первый контракт со студией звукозаписи и переехала из родного Новосибирска в Москву. Пелагея объехала с концертами почти весь мир, выступала перед президентами и главами государств, пела дуэтом с Гариком Сукачёвым, Вячеславом Бутусовым и Александром Ф. Скляром. И да, Пелагея — это ее настоящее имя!