Смотрите видеоверсию журнала: Россия 24 и Волга

24.04.2019 15:18Мода в дороге

Одно из самых заметных событий в культурной жизни нашего города – выставка из фонда историка моды Александра Васильева «Мода и путешествия» (0+). В наше время победившего «стритстайла» уже сложно представить, что когда-то дамы путешествовали в таких костюмах.  Об особенностях российской моды на железной дороге нам расскажет сам Александр Александрович. 

«Путешествие на поезде всегда было огромным событием. Дамы брали с собой лучшие халаты, кимоно, ведь им нужно было выходить на станциях, чтобы купить пирожки в буфете или покушать в ресторане вокзала. По нашей стране пролегает самый длинный маршрут поезда — Транссибирская магистраль. Поезд, который начинается во Владивостоке, приезжает в Москву, кажется, неделю спустя. За это время люди успевали познакомиться, жениться и развестись. Раньше поезд, когда самолет еще не был так популярен, сплачивал семьи. Поездка была полна событий, люди заводили романы и вечную дружбу, попутчиков угощали всем, что взяли с собой: вареные яички, курица, бутерброды. Раньше много вязали, вышивали в дороге — считалось, если женщина едет на дальнее расстояние, то она берет с собой вязание или пяльцы. Это считалось очень полезным и женственным занятием, потому что тогда, к счастью, не было интернета и мобильников». 

«Платья, представленные на выставке, принадлежали как знаменитым, так и неизвестным людям и были сделаны такими мастерами, как Пьер Карден, и безвестными портнихами. Здесь представлены платья Аллы Пугачевой, Клавдии Шульженко, Екатерины Максимовой, Суламифь Мессерер (тети знаменитой Майи Плисецкой) и много других важных вещей, снабженных разными аксессуарами». 

«На многих вещах, сделанных в СССР, есть элементы, которые скрывали дефицит и недостаток в материалах. Пуговицы тогда по той же причине делали из трехкопеечной монетки, обтягивая ее тканью. А вот на платье Клавдии Шульженко рисунок набит масляной краской через трафарет, потому что шелка с таким мотивом не было, а мода на него была».

«Черное платье Аллы Борисовны было сшито специально для поездки на фестиваль в Сопот, где она прославилась, спев песню «Арлекино». С тех пор ее звезда не погасла. Есть документальный фильм, где она гуляет в нем по улицам Варшавы. Оно максимально подходит для путешествия. Многие платья тогда переходили из рук в руки — они имели особую значимость. Это платье Пугачева потом подарила своей конферансье, а та отдала его мне спустя сорок лет. Остальные тринадцать нарядов, что мне передала примадонна, концертные. Они войдут в выставку, которую я собираюсь сделать к ее 70‑летию на ВДНХ.  Алла Пугачева рассказывала, что (когда у нее не было сумочки-клатча) она брала коробку от конфет и сама обклеивала ее тканью и кантом и выглядела очень модно».

«Подумать только, сколько лишнего веса возили с собой женщины! «Дама сдавала в багаж» — неслучайная история, дамы действительно сдавали в багаж очень много. Женщины в то время переодевались до семи раз в день. В основном они не работали, за них работали их мужья, отцы, которые и содержали эти прекрасные создания».

«Путешествия столетней давности — это всегда особенные саквояжи, чемоданы. В путешествие дамы брали с собой очень много косметики, причем упакована она была не в пластик, а в стекло, поэтому ее надо было очень аккуратно перевозить. Женщины брали в дорогу кремы, пудры, лосьоны, тальки. Чтобы все это не разбилось, был нужен дорожный несессер с жесткой основой».

«XXI век очень многое упростил, введя в моду тотальный унисекс. Люди стали одеваться в стиле спорт-шик: пуховик, худи с капюшоном, треники и кроссовки. Это примитивная, но и самая удобная форма одежды для путешествий. Таких людей я вижу повсюду. Люди выбирают вещи немаркие, поскольку погода сейчас такая — с грязным снегом. Одежда женщин и мужчин потеряла гендерные различия: один и тот же пуловер и джинсы носят представители разных полов. Лишь длина волос и их окраска часто определяет, женщина это или мужчина, ну и еще наличие бороды. Смокинг, бабочку и галстук женщины уже давно утащили к себе в гардероб».

«Если наши путешественники отправляются за границу, часто для дам это «экзамен». Они хотят быть замеченными и казаться не хуже парижанок или римлянок, поэтому надевают все лучшее сразу. Главная ошибка — перебор в макияже, который в дороге не нужен. Я их понимаю, потому что для многих это шанс с кем-то познакомиться и устроить личную жизнь».
«Сохранить платья прошлого очень трудно. У нас многие вещи перешивались, потому что ткань была хорошая, а ребенка подчас не во что было одеть. Многое перекраивалось, поэтому именно советской одежды по сравнению с западной сохранилось очень мало, хотя по территории и населению наша страна огромная. Но мы носили вещи, пока не сносится. Потом жили в основном в коммунальных квартирах, где невозможно было разместить «старое барахло». Больше всего осталось одежды в США и Англии, потому что там живут в коттеджах, где есть чердаки и подсобки».

«Мода — это определенный индикатор, потому что в России и СССР никогда не была самостоятельной и всегда приходила с Запада, порой отставая на десять лет: через трофей, фарцовщиков и гастролеров, через польские журналы выкроек и телепередачу «Кабачок “12 стульев”», Олимпиаду‑1980, и не только. К нам она доходила несколько размытой и удешевленной, потому что покупательная способность советского человека тогда и сегодняшнего россиянина — это две большие разницы. Например, это пальто носила актриса театра и кино Лидия Николаевна Смирнова, она купила его в США во время поездки на кинофестиваль советских деятелей кино».

«У нас в стране до сих пор нет полноценного музея моды, поэтому на подобных выставках люди смотрят вытаращив глаза. Как это – такие вещи когда-то кому-то принадлежали и сохранились до сих пор в прекрасном состоянии? Двенадцать человек реставраторов работают в моем фонде для того, чтобы отмыть, отчистить, отутюжить, заштопать, дошить вещи, которые, конечно, со временем теряют свою форму».

«В России всегда любили народные мотивы в одежде. В свое время Вячеслав Зайцев часто их использовал, придавая им актуальность сегодняшнего дня, и на этом сделал карьеру. А в эпоху хиппи в моду вошли этнические мотивы — от Индии до Северной Америки. Например, это платье принадлежало прима-балерине Большого театра Екатерине Максимовой, одной из самых элегантных женщин, которая одевалась в стиле хиппи».

«Интересный культурный феномен: на Западе любят выставки западных дизайнеров, а у нас — только русской и советской моды. Это удивительное явление и последствие железного занавеса. Нам трогательно смотреть на одежду наших отечественных звезд, в то время как там все известные нам имена ничего никому не говорят. Точно так же и многих западных актеров, снимавшихся в знаменитых кинолентах, здесь не знают. Я думаю, нам понадобится еще сто лет, чтобы преодолеть барьер, который разделяет два мира — Запада и Востока».

«Все тленно» — главный девиз моей коллекции, потому что текстиль более трехсот лет не живет. Он со временем распадается «молекулярно». Ценность этой коллекции в том, что она представляет все модные тренды прошлого столетия. Выставка соответствует эстетике того времени».

«В прошлом веке в дорогу отправлялись вот с такими фибровыми чемоданами, они были неподъемными, поэтому на вокзалах были носильщики, которых женщины в шутку называли насильниками: «Насильник, помоги с чемоданами!» Этот чемодан сделан в Харбине, русском городе в Китае, основанном русскими путешественниками в Маньчжурию в 1898 году. Только представьте этот путь — какой-то харбинец привез чемодан в Россию, и я приобрел его в Иркутске в антикварном магазине».

«Пусть эта выставка станет воспоминанием о другой эпохе, когда наряды в путешествиях играли огромную роль. Конечно же, дамы в таких нарядах под колеса с мазутом не лазили. Это были путешествия в модном стиле: в Москву и Петербург, на курорты, на Кавказ и Крым, по Европе, куда путешествующих могли доставить поезда на протяжении многих десятилетий. Тема выставки раскрылась благодаря обилию багажа, дорожных вещей и созвучна началу весенне-летнего сезона, поэтому выбранные экспонаты характерны именно для этого периода. Подобная выставка, но в ином наполнении ранее уже проходила на Киевском вокзале в Москве и Витебском вокзале Санкт-Петербурга».

Текст: Ольга Плаксунова
Фото: Наталия Алексеева, Евгений Алексеев, архивы пресс-служб

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Смотрите также
Школа стиля ТЦ "Этажи"
Пора цветения
По семейным обстоятельствам
Под южным небом
Гражданин Республики
Летние мелодии
ГК «Столица Нижний»ЖК «Симфония Нижнего»ЖК «Новая Кузнечиха»ЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412
Created by GraphitPowered by TreeGraph