Вы слышали эту невероятную историю? Как модным аксессуаром стала сумка, дизайн которой повторяет портфель учеников знаменитой частной школы! Школы!!! Подумать только! Cambridge satchel company — вот что теперь будоражит умы модных блогеров.
Двадцать лет я пытаюсь понять, почему образование, именно среднее, не является у нас темой. Ведь в далеком 1992‑м, открывая частную школу, представляли себе: «что за школа?», « кто может учиться там?», «а работать?». Об этом говорят и думают… Не уверена во всех моих коллегах, но мне виделось именно это. Наши образовательные технологии, наши убеждения и ценности, наши ученики и учителя, наши события и герои — все это в капиталистических девяностых было ошеломительно новым. Об этом стоило писать статьи и снимать сюжеты!
Старинное здание на берегу знаменитой реки, похожее на замок; такие виды из огромных окон, что кажется, будто картины великих мастеров рассматриваешь; такие возможности в частной школе — дух захватывает.
Интересно начиналась наша история: лучшие авторские идеи и концепции были защищены на солидном экспертном совете, опытнейшие педагоги с любовью принесли в школу свои традиции, молодые красивые девчонки после лингвистического университета бесстрашно взялись за новый английский, я сама начала изучать мировые тенденции в образовании сразу в российско-американском семинаре «Лидер XXI века». Мы старались не упустить ничего — ни обязательных классических уроков словесности (даже с латынью), ни интегрированных курсов естествознания с выездами в настоящую обсерваторию и настоящие университетские лаборатории, ни профессиональных студийных занятий живописью и этюдов на пленэре, ни громких премьер в школьном театре, ни настоящих балов взамен обычных конкурсов бального танца. А еще собственные дневники-ежедневники, рейтинги по каждому предмету, когда даже троечник мог обогнать хорошиста, папки достижений, школьная форма, созданная по нашим эскизам в Дании…
Ничего подобного тогда не было в обычных школах. Нам подражали, мы делились со всеми идеями, но мы не считали себя великими и единственными! Наивные! Мы обгоняли время и весело шутили на десятилетнем юбилее по этому поводу, поставив сказку Филатова «Про Федота-стрельца…», потому что там был сюжет про «то, чего не может быть»! Единственное, чего мы не знали, точнее, я не знала, как человек, ответственный за стратегию — самоирония бережет, но не спасает.
Мода циклична — это должен знать каждый, кто вдохновенно создает что-то новое и это новое мужественно поддерживает. Прошла мода на уникальность, авторство и профессионализм, и началась мода на деньги. Кстати, может, поэтому они быстро начали кончаться у многих к 2008 году. А у нас их и вовсе не было — мы творили, а не зарабатывали… Жесткая арифметика соотношения цены и ценности завершила романтический цикл. Я научилась приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, но это не была смена убеждений, скорее, становились более понятными для родителей моих учеников детали (аксессуары?). Простота линий учебного плана не огорчала, а заставляла искать стиль — индивидуальность и командная работа хорошо сочетались в проектной деятельности.
Кроме вдохновения, которое здорово выручало меня в эти трудные четыре года, заставляя двигаться вперед — к аккредитации моей школы как международной, мне очень помогала уверенность. Да, та самая, которая отличает настоящего трендсеттера от просто модника или, что гораздо хуже, от фрика. Так вот я уверена, — у нас впереди новый цикл, ведь если уж о моде в образовании честно — дело не в портфеле, а в Кембридже, точнее, в названии фирмы. А название моей школы уже довольно сносно выговаривают на русском языке родители нынешних и будущих учеников из других стран.