Смотрите видеоверсию журнала: Россия 24 и Волга

26.03.2012 13:39Аллё, «Гараж»!

Vita brevis — ars longa, жизнь коротка — искусство вечно. Наше время подвергло сомнению эту латинскую истину: художники стремятся поспеть за модой, быть в тренде, в струе. О том, как вечное искусство может идти рука об руку с сиюминутной модой, мы поговорили с Антоном Беловым, директором «Гаража» — пожалуй, самой модной московской галереи.
Аллё, «Гараж»!

— Вопрос не в бровь, а в глаз: «Гараж» — это модная галерея?

— Модная.

— А Третьяковка?

— Третьяковка — немодная.

— Объясните разницу.

— Это зависит от того, как галерея работает с аудиторией. Если она устраивает мероприятия с диджеями, на которые приходят молодые люди в модной одежде, если смотрители в ней не бабушки-пенсионерки, а продвинутые хипстеры, если ее владелец светится в глянце, — все это создает определенную ауру.

— Но смотрители, диджеи — все это внешнее. А если говорить об искусстве — оно может быть модным?

— Да, время от времени возникает волна какого-то непонятного интереса к тому или иному персонажу. Например, художник Дэмьен Херст или фотограф Андреас Гурски вдруг стали безумно популярны, все захотели иметь их работы…

— И неужели этот интерес никак нельзя объяснить?

— Ну почему вдруг стали модными леопардовые куртки? Видимо, дизайнеры уловили какой-то тренд, носящийся в воздухе, и начали с ним работать. Так и в искусстве — накапливается критическая масса чего-то; тот художник, который первый это уловит, и становится модным.

— Кто сейчас самый модный художник?

— Наше время тем и уникально, что сейчас нет современного Сальвадора Дали, безоговорочно признанного мастера. Есть масса художников, фотографов разной степени известности — одни быстро двигаются вверх, другие притормозили… Например, сейчас очень популярна японка Яёй Кусама, ее выставки только что прошли в центре Помпиду, в «Тейт», она прокатилась по лучшим галереям мира, и спрос на нее фантастический, все хотят ее выставить, купить.

— То есть, чтобы стать модным, нужно выставиться в нужных местах?

— Естественно. «Тейт модерн», «Гугенхайм», МоМо, Помпиду — это самые влиятельные институции, которые диктуют моду. Если выставка попала туда, то неважно, сколько художнику лет, он уже стал иконой современного искусства.

— Насколько Москва отстает от мировых тенденций? Или все продвинутые люди нашей страны сами ездят по миру и видят все актуальное?

— Все эти поездки по миру недешевы, не у всех есть возможность ездить. Тут вопрос в другом: в Европе, в Америке каждого автора представляет какая-нибудь небольшая коммерческая галерея, поэтому необязательно идти на его большое шоу в солидном музее, можно сходить на небольшую выставку. А в России галереи не представляют иностранных авторов. Именно поэтому «Гараж» старается восполнить этот пробел, возит иностранцев.

— Кто из российских художников сейчас в моде?

— Наиболее известны в мире — Илья Кабаков, Эрик Булатов, но они давно живут на Западе и уже вряд ли создадут что-то новое: если видел одну выставку, вряд ли вторая заинтересует. Из тех, кто помоложе и котируется на международном рынке, — Борис Михайлов, Дубоссарский и Виноградов.

— Тоже уже не мальчики…

— Не мальчики, но для международного рынка не совсем еще старики. А из молодежи мне нравятся Олег Доу, Евгений Антуфьев, Юлия Застава, за этими авторами я сейчас очень тщательно слежу. У них уже складывается успешная карьера и интересно следить, что с ними будет дальше.

— Согласно рейтингу журнала «Артхроника», самыми влиятельными людьми в российском искусстве являются Абрамович и Жукова. Ну, Жукова понятно — она владелец модной галереи «Гараж», а как Абрамович влияет на искусство?

— Во‑первых, он финансово поддерживает всю эту структуру, на «Гараж» идут его личные деньги. Плюс сейчас готовится к запуску его проект «Новая Голландия» в Питере. К тому же он коллекционирует искусство, в том числе и российское, посещает все выставки.

— Понятно же, что это влияние Жуковой.

— Я думаю, Даша сделала великое дело, что у современного искусства появился такой поклонник. Друзья Романа Аркадьевича тоже начали ходить на выставки, коллекционировать картины, поддерживать проекты.

— Говорят, Дарья дружит с Миуччей Прадой…

— Да, в «Гараже» даже проходила выставка Miu Miu, организованная Прадой, — лучшего ивента в области моды я не видел. Команда Прады выбрала для выставки небольшое пространство, книжный магазин, его затянули материалом, повесили картины, ковры, пригласили двух спикеров… Стоило все это недорого, а выглядело фантастически, эффект был потрясающий.

— Как известно, сейчас все живут в Интернете. И возникает вопрос: какой смысл ехать в Лондон, если на сайте «Тейт модерн» можно увидеть все актуальное?

— Вживую все по-другому. Если говорить о «Тейт», когда ты входишь в его огромный турбинный зал, а там гигантская инсталляция — это тебя зацепит, даже если ты не знаешь автора и не понимаешь, что там вообще происходит. Интернет может закрыть пробел в знаниях, но живое взаимодействие с искусством — это совсем не то, что в Интернете.

— Считается, что современное искусство понять невозможно, если рядом нет искусствоведа, который все объяснит.

— Конечно, подготовка нужна — современное искусство требовательно, нужно знать всю его предысторию. Наше традиционное образование заканчивается на импрессионистах, а дальше нам все отпилили — мы не знаем ни Дюшана, ни Уорхола, а все эти волны в искусстве откуда-то появились, но причинно-следственных связей мы не улавливаем. Но наличие искусствоведа все-таки не обязательно. Важна насмотренность: если ты много видел, то со временем сам начнешь строить теории, откуда это взялось, что означает…

— Какие источники пополнения знаний о современном искусстве вы посоветуете?

— Сайт openspace.ru можно почитать, но он достаточно заумный, я бы с него не начинал. Портал artguide.ru тоже узкоспециализированный, но чуть более понятный широкому кругу, и на нем есть информация о том, что сейчас происходит в мире. На сайтах afisha.ru и lookatme.ru тоже выползает что-то об искусстве, но в более попсовой форме подачи.

— И напоследок вопрос чисто о моде. На ваш взгляд, что в ближайшее время будут носить?

— Мы как раз недавно с друзьями-искусствоведами это обсуждали. В ближайшее время в моде будет фиолетовый и розовый, также будет актуален принт в виде православного креста. Думаю, нас ждет новая волна популярности усов. Это общие тенденции. А частности зависят от конкретного направления: понятно, что хипстеры и дальше будут все заужать, а продвинутые модники будут носить ботинки на микрокаблуке и подвернутые брюки с пиджаками в цветочек.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК «Симфония Нижнего»ЖК «Новая Кузнечиха»ЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412
Created by GraphitPowered by TreeGraph