Галина Клочкова
Галина Клочкова
директор частной школы им. М.В.Ломоносова

23.03.2012 14:50:00С кем вы, мастера культуры?

Как поднять культуру в нашем городе — решаем сообща.

С кем вы, мастера культуры?

Участники форума:
Антон Белов, директор центра
современного искусства «Гараж» (Москва)
Дмитрий Володин, предприниматель
Анна Гор, директор Приволжского
филиала государственного Центра современного искусства
Нина Зверева, продюсер
Сергей Лаптев, директор телекомпании
«Волга», «Радио рандеву» и «Бизнес-ФМ, НН»



Нижегродцы и москвичи



Галина Клочкова: К сожалению,
ситуация с культурой в нашем городе просто по щелчку измениться
не может. Все-таки для большинства по-прежнему Прадо — это марка
одежды, а не музей в Мадриде…



Антон Белов: Я думаю, нужно
в первую очередь менять менталитет людей. Мне, как человеку
со стороны, разница между москвичами и нижегородцами сразу бросилась
в глаза, когда сегодня читал лекцию в «Арсенале». Люди в Москве
приходят на мою лекцию с конкретным вопросом, поэтому я просто
говорю короткое вступительное слово, а потом отвечаю на их вопросы.
А здесь никто меня ни о чем не спрашивал — все сидели,
слушали и молчали. Люди очень закрытые, хотя город сам по себе
открытый, и это ново для меня.



Нина Зверева: Может, вы
не задели их, не заинтересовали, поэтому они и не знали,
о чем вас спрашивать, вы говорили о своем, а они думали
о своем.



Анна Гор: Но если люди
знали тему лекции, они пришли именно на нее.



Антон Белов: А мне кажется,
проблема в том, что люди стесняются друг друга: посетители —
сотрудников, сотрудники — посетителей. Мы сейчас на улице подбегали
к людям, приглашали на наши бесплатные мастер-классы,
а от нас все шарахались, в лучшем случае говорили: «Спасибо»…



Галина Клочкова: Может,
у нас просто культура другая, люди более сдержанные.



Антон Белов: … и если вы
скажете нижегородскому таксисту: «В Арсенал», он не поймет, куда
ехать, а в Москве скажешь: «В Гараж», и любой повезет.



Дмитрий Володин:
Не любой. В синагогу отвезут, в театр Образцова отвезут,
а улицу Образцова не покажут. «Гараж» сразу привлек к себе
внимание тем, что начал выставлять художников мирового уровня, которых нигде
больше нельзя было увидеть, например, Марка Ротко.



Галина Клочкова: И к тому же
«Гараж» у вас открылся в 2008 году, а наш «Арсенал»
в 2011‑м.



Антон Белов: Я думаю,
проблема в все-таки людях, с людьми надо работать. В Москве
современной культуры больше, люди начали ее понимать…



Галина Клочкова: А у нас
в школах до сих пор пишут сочинения по картинам из учебника
русского языка!



Антон Белов: В Москве
то же самое.



Дмитрий Володин: Ситуация
в нашем городе начнет меняться, когда современное искусство выйдет наконец
за пределы одного только «Арсенала» и не будет, как сейчас,
ограничено кремлевской стеной.




  

  

  


  

  


  

  

Антон Белов: Продвинутые
  места в Нижнем есть, модная публика есть, осталось только их соединить


  

  

Анна Гор: Деньги появятся тогда, когда мы будем знать, чего хотим. У
  нас же привыкли: «Вы дайте деньги, а мы сами решим, что с ними делать»


  

Сергей Лаптев: Я недавно
зашел в выставочный зал, где проходила выставка Кабан-Петрова.
Замечательная выставка, но по залу я ходил один.



Галина Клочкова: Наверное,
у нас нет столько людей, чтобы везде ходить. Например, по радио
постоянно проходит реклама событий в «Арсенале», и что? Мы видим
огромную очередь?



Антон Белов: Это вопрос работы
с людьми, я лично сам раздал несколько флаеров
по дороге сюда. Этим должен менеджмент заниматься. Активные люди города
должны что-то делать: кто-то давать деньги, кто-то обучать, кто-то создавать ресурсы.
Каждый в меру своих способностей должен создаватить
пространство, в котором хочет жить.



Сергей Лаптев: Так все
активные люди в Москве, Москва — это пылесос талантов. Талантливые
люди разбросаны по стране, но, конечно, в провинции деньги
не те, поэтому многие едут в столицу и дальше по миру.
Десятки наших бывших сотрудников работают в разных странах. Но надо
отдать им должное — они гордятся своей родиной и тем, что работали
в Нижнем на телекомпании или радио.



Анна Гор: И еще одна
очень важная вещь, которая есть в Москве и которая
начисто отсутствует в Нижнем Новгороде, — у нас нет понимания,
что такое хорошо и что такое плохо. Нет критериев, что является
искусством, а что не является, что является искусством для частного
потребления, а что для общественного. В Москве подобные вещи
не надо объяснять, там есть значительное количество специалистов,
коллекционеров. У нас этого нет, поэтому любой художник может сказать:
«Я картины рисую с натуры — закаты

и восходы», и все считают, что он хороший художник.



Антон Белов: Ну и пожалуйста,
пусть у них будет своя реальность, а у нас своя.



Анна Гор: Да, но эту
реальность надо выстроить. У нас в городе пока смешанное,
неструктурированное пространство, и это отсутствие градации все губит.



Откуда взять деньги



Галина Клочкова: И еще
одна проблема, с которой сталкиваются все работники культуры, —
откуда взять деньги на эту самую культуру.



Нина Зверева: У нас
в городе, как и в других городах России, есть немало людей,
которые сидят и ждут, когда им дадут денег: «Заплатите мне,
и я сниму гениальный фильм», и очень обижаются, когда им
отказывают. В Москве уже давно поняли, что сама по себе идея мало
чего стоит, гораздо ценнее умение доводить идею до воплощения. Идею надо
уметь подать, и уметь продать, и сделать это так грамотно, что люди
за честь сочтут вложить деньги в красивый проект. Может быть, надо
нам в «Арсенале» организовать что-то типа серии лекций и тренингов
по обучению культурных менеджеров или продюсеров, я готова
в этом участвовать.



Анна Гор: Я всегда
говорю: «Деньги у вас появятся только тогда, когда вы точно будете знать,
чего хотите». У нас же привыкли: «Вы дайте деньги, а мы сами
решим, что с ними делать».



Антон Белов: Искусство можно
создать из одного трафарета и маленького баллончика с краской.
Вот говорят, что открыть галерею дорого, а я однажды открыл галерею
в Москве без копейки денег. Пришел к знакомым фотографам: «Дайте
витрину из оргстекла», позвонил директору Центра современного искусства
«Винзавод» Соне Троценко: «Разреши сделать выставку». И мы больше года
делали программу молодых художников. К нам приезжал куратор Венецианского
бьеннале и был в полном восторге. А открыть галерею
в Нижнем, где в центре полно пустующих зданий, вообще ничего не стоит:
сто тысяч рублей, чтобы тепло подвести, а потом художники все сделают
сами. Главное — менеджмент.



Сергей Лаптев: Но все-таки
сначала хлеб, а потом зрелища. Если вы были в Стокгольме, вы знаете, какие
там музеи, к примеру, Музей современного искусства, даже Москве
до них далеко. Наверное, дело в том, что шведы живут благополучно
и уже могут себе позволить думать об искусстве как
о качественной составляющей современной жизни.




  

  

  


  

  


  

  

Сергей Лаптев: Все
  активные люди в Москве, это пылесос талантов. Конечно, в провинции
  деньги не те, поэтому многие едут в столицу и дальше
  по миру


  

  

Галина Клочкова: По радио постоянно
  проходит реклама событий в «Арсенале», и что? Мы видим здесь огромную
  очередь?


  

Антон Белов: В Москве
постепенно тоже ситуация меняется, становится все больше богатых людей —
олигархов, полуолигархов…

А для них пропуск в высший свет — коллекционирование, посещение
выставок, закрытых ужинов. У обеспеченных людей появился тренд —
собирание современного искусства, это начал Абрамович, которого искусством
увлекла Даша Жукова. К нам в «Гараж» ходят разные слои населения,
в том числе и очень обеспеченные.



Галина Клочкова: И давно
это у вас началось?



Антон Белов: По моим
наблюдениям, года два назад.



Галина Клочкова: То есть
у нас еще есть пара лет в запасе. И к тому же должны
появиться деньги, чтобы современное искусство развивать.



Сергей Лаптев: Да
на самом деле все у нас есть, и Выставочный зал,
и художественный музей, просто все это не «раскручено», не модно
и не престижно. Спонсоры должны «увидеть» себя в искусстве
и искусство в себе.



Антон Белов: В Москве есть
прослойка среднего класса, есть коммерческие галереи, продвигающие современное
искусство. У вас, как я понял, пока этого нет. И это
проблема — люди не разбираются в искусстве, коллекционируют
всякий хлам…



Галина Клочкова:
и не знают, что коллекционируют хлам.



Антон Белов: Современный человек
должен жить современной культурой, в том числе и окружать себя
современными картинами, с этим ничего не поделаешь. Когда
я делал ремонт в своей квартире, перевез на время свои картины
к родителям. Поначалу мама ужасалась: «Боже мой, что это такое!».
А потом привыкла, и однажды даже попросила одну картину себе
в спальню. Сказала, что отцу она тоже понравилась. Я сразу подумал:
«Ого, первый сигнал к переменам!».



Галина Клочкова: На самом
деле эти точки невозврата находятся в детстве. Например, детские
мастер-классы в «Арсенале» заставляют детей уважительно относиться
к другому искусству. А если тебе в детстве этого
не показали, как ты сможешь разбираться в искусстве, когда вырастешь?



Все у нас получится!



Нина Зверева: Я сейчас много
времени провожу в Москве, и часто слышу: «Да что там ваш Нижний!
Полторы улицы!». Пытаюсь спорить, но безуспешно. При этом
я могла бы давно переехать в Москву навсегда,
но не хочу. Посмотрите друг на друга — каждый нижегородский
участник нашего форума смог бы хорошо устроиться в столице.
Но мы остались в Нижнем, и это наш сознательный выбор. Видимо,
что-то есть в людях, которые хотят жить именно здесь, и что-то есть
в нашем городе особенное, то, что является очень привлекательным.
Понять бы что — и ухватиться за эту ниточку. Все-таки
«Гараж» — это абсолютно московская история, она не сработает
в Нижнем. Поэтому мы не должны пытаться воплотить здесь московские
проекты, нам надо воплощать свои.




  

  

  


  

  


  

  

Нина Зверева: Каждый
  из нас смог бы хорошо устроиться в столице, но мы
  остались в Нижнем, и это наш сознательный выбор


  

  

Дмитрий Володин: Ситуация начнет меняться, когда
  современное искусство выйдет за пределы «Арсенала» и кремлевской
  стены


  

Антон Белов: И правильно!
Московский «Гараж» отличается от лондонских или нью-йоркских галерей,
и у вас все будет по-другому.



Галина Клочкова: А у нас
в городе есть специалисты, которые могут заниматься современным
искусством?



Анна Гор: Есть, двадцать
человек на весь город.



Антон Белов: Нормально! В Москве
их пятьдесят.



Дмитрий Володин:
Главное — у нас уже есть пространства, где можно выставлять
современное искусство. Плюс у нас есть художники нового поколения, которые
пока кому-то даже могут показаться экстремальными, но их уже оценили
на Западе, приглашают на Венецианское бьеннале.



Антон
Белов:
Ваш «Арсенал» — очень продвинутое, даже
по европейским меркам, место. А вчера мы сидели в вашем
«Безухове» и чувствовали себя оборванцами — такая модная публика там
собралась. Значит, продвинутые места у вас есть, модная публика есть,
осталось только их соединить.



ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412