Участники форума:
Антон Белов, директор центра
современного искусства «Гараж» (Москва)
Дмитрий Володин, предприниматель
Анна Гор, директор Приволжского
филиала государственного Центра современного искусства
Нина Зверева, продюсер
Сергей Лаптев, директор телекомпании
«Волга», «Радио рандеву» и «Бизнес-ФМ, НН»
Галина Клочкова: К сожалению,
ситуация с культурой в нашем городе просто по щелчку измениться
не может. Все-таки для большинства по-прежнему Прадо — это марка
одежды, а не музей в Мадриде…
Антон Белов: Я думаю, нужно
в первую очередь менять менталитет людей. Мне, как человеку
со стороны, разница между москвичами и нижегородцами сразу бросилась
в глаза, когда сегодня читал лекцию в «Арсенале». Люди в Москве
приходят на мою лекцию с конкретным вопросом, поэтому я просто
говорю короткое вступительное слово, а потом отвечаю на их вопросы.
А здесь никто меня ни о чем не спрашивал — все сидели,
слушали и молчали. Люди очень закрытые, хотя город сам по себе
открытый, и это ново для меня.
Нина Зверева: Может, вы
не задели их, не заинтересовали, поэтому они и не знали,
о чем вас спрашивать, вы говорили о своем, а они думали
о своем.
Анна Гор: Но если люди
знали тему лекции, они пришли именно на нее.
Антон Белов: А мне кажется,
проблема в том, что люди стесняются друг друга: посетители —
сотрудников, сотрудники — посетителей. Мы сейчас на улице подбегали
к людям, приглашали на наши бесплатные мастер-классы,
а от нас все шарахались, в лучшем случае говорили: «Спасибо»…
Галина Клочкова: Может,
у нас просто культура другая, люди более сдержанные.
Антон Белов: … и если вы
скажете нижегородскому таксисту: «В Арсенал», он не поймет, куда
ехать, а в Москве скажешь: «В Гараж», и любой повезет.
Дмитрий Володин:
Не любой. В синагогу отвезут, в театр Образцова отвезут,
а улицу Образцова не покажут. «Гараж» сразу привлек к себе
внимание тем, что начал выставлять художников мирового уровня, которых нигде
больше нельзя было увидеть, например, Марка Ротко.
Галина Клочкова: И к тому же
«Гараж» у вас открылся в 2008 году, а наш «Арсенал»
в 2011‑м.
Антон Белов: Я думаю,
проблема в все-таки людях, с людьми надо работать. В Москве
современной культуры больше, люди начали ее понимать…
Галина Клочкова: А у нас
в школах до сих пор пишут сочинения по картинам из учебника
русского языка!
Антон Белов: В Москве
то же самое.
Дмитрий Володин: Ситуация
в нашем городе начнет меняться, когда современное искусство выйдет наконец
за пределы одного только «Арсенала» и не будет, как сейчас,
ограничено кремлевской стеной.
Антон Белов: Продвинутые | Анна Гор: Деньги появятся тогда, когда мы будем знать, чего хотим. У |
Сергей Лаптев: Я недавно
зашел в выставочный зал, где проходила выставка Кабан-Петрова.
Замечательная выставка, но по залу я ходил один.
Галина Клочкова: Наверное,
у нас нет столько людей, чтобы везде ходить. Например, по радио
постоянно проходит реклама событий в «Арсенале», и что? Мы видим
огромную очередь?
Антон Белов: Это вопрос работы
с людьми, я лично сам раздал несколько флаеров
по дороге сюда. Этим должен менеджмент заниматься. Активные люди города
должны что-то делать: кто-то давать деньги, кто-то обучать, кто-то создавать ресурсы.
Каждый в меру своих способностей должен создаватить
пространство, в котором хочет жить.
Сергей Лаптев: Так все
активные люди в Москве, Москва — это пылесос талантов. Талантливые
люди разбросаны по стране, но, конечно, в провинции деньги
не те, поэтому многие едут в столицу и дальше по миру.
Десятки наших бывших сотрудников работают в разных странах. Но надо
отдать им должное — они гордятся своей родиной и тем, что работали
в Нижнем на телекомпании или радио.
Анна Гор: И еще одна
очень важная вещь, которая есть в Москве и которая
начисто отсутствует в Нижнем Новгороде, — у нас нет понимания,
что такое хорошо и что такое плохо. Нет критериев, что является
искусством, а что не является, что является искусством для частного
потребления, а что для общественного. В Москве подобные вещи
не надо объяснять, там есть значительное количество специалистов,
коллекционеров. У нас этого нет, поэтому любой художник может сказать:
«Я картины рисую с натуры — закаты
и восходы», и все считают, что он хороший художник.
Антон Белов: Ну и пожалуйста,
пусть у них будет своя реальность, а у нас своя.
Анна Гор: Да, но эту
реальность надо выстроить. У нас в городе пока смешанное,
неструктурированное пространство, и это отсутствие градации все губит.
Галина Клочкова: И еще
одна проблема, с которой сталкиваются все работники культуры, —
откуда взять деньги на эту самую культуру.
Нина Зверева: У нас
в городе, как и в других городах России, есть немало людей,
которые сидят и ждут, когда им дадут денег: «Заплатите мне,
и я сниму гениальный фильм», и очень обижаются, когда им
отказывают. В Москве уже давно поняли, что сама по себе идея мало
чего стоит, гораздо ценнее умение доводить идею до воплощения. Идею надо
уметь подать, и уметь продать, и сделать это так грамотно, что люди
за честь сочтут вложить деньги в красивый проект. Может быть, надо
нам в «Арсенале» организовать что-то типа серии лекций и тренингов
по обучению культурных менеджеров или продюсеров, я готова
в этом участвовать.
Анна Гор: Я всегда
говорю: «Деньги у вас появятся только тогда, когда вы точно будете знать,
чего хотите». У нас же привыкли: «Вы дайте деньги, а мы сами
решим, что с ними делать».
Антон Белов: Искусство можно
создать из одного трафарета и маленького баллончика с краской.
Вот говорят, что открыть галерею дорого, а я однажды открыл галерею
в Москве без копейки денег. Пришел к знакомым фотографам: «Дайте
витрину из оргстекла», позвонил директору Центра современного искусства
«Винзавод» Соне Троценко: «Разреши сделать выставку». И мы больше года
делали программу молодых художников. К нам приезжал куратор Венецианского
бьеннале и был в полном восторге. А открыть галерею
в Нижнем, где в центре полно пустующих зданий, вообще ничего не стоит:
сто тысяч рублей, чтобы тепло подвести, а потом художники все сделают
сами. Главное — менеджмент.
Сергей Лаптев: Но все-таки
сначала хлеб, а потом зрелища. Если вы были в Стокгольме, вы знаете, какие
там музеи, к примеру, Музей современного искусства, даже Москве
до них далеко. Наверное, дело в том, что шведы живут благополучно
и уже могут себе позволить думать об искусстве как
о качественной составляющей современной жизни.
Сергей Лаптев: Все | Галина Клочкова: По радио постоянно |
Антон Белов: В Москве
постепенно тоже ситуация меняется, становится все больше богатых людей —
олигархов, полуолигархов…
А для них пропуск в высший свет — коллекционирование, посещение
выставок, закрытых ужинов. У обеспеченных людей появился тренд —
собирание современного искусства, это начал Абрамович, которого искусством
увлекла Даша Жукова. К нам в «Гараж» ходят разные слои населения,
в том числе и очень обеспеченные.
Галина Клочкова: И давно
это у вас началось?
Антон Белов: По моим
наблюдениям, года два назад.
Галина Клочкова: То есть
у нас еще есть пара лет в запасе. И к тому же должны
появиться деньги, чтобы современное искусство развивать.
Сергей Лаптев: Да
на самом деле все у нас есть, и Выставочный зал,
и художественный музей, просто все это не «раскручено», не модно
и не престижно. Спонсоры должны «увидеть» себя в искусстве
и искусство в себе.
Антон Белов: В Москве есть
прослойка среднего класса, есть коммерческие галереи, продвигающие современное
искусство. У вас, как я понял, пока этого нет. И это
проблема — люди не разбираются в искусстве, коллекционируют
всякий хлам…
Галина Клочкова: …
и не знают, что коллекционируют хлам.
Антон Белов: Современный человек
должен жить современной культурой, в том числе и окружать себя
современными картинами, с этим ничего не поделаешь. Когда
я делал ремонт в своей квартире, перевез на время свои картины
к родителям. Поначалу мама ужасалась: «Боже мой, что это такое!».
А потом привыкла, и однажды даже попросила одну картину себе
в спальню. Сказала, что отцу она тоже понравилась. Я сразу подумал:
«Ого, первый сигнал к переменам!».
Галина Клочкова: На самом
деле эти точки невозврата находятся в детстве. Например, детские
мастер-классы в «Арсенале» заставляют детей уважительно относиться
к другому искусству. А если тебе в детстве этого
не показали, как ты сможешь разбираться в искусстве, когда вырастешь?
Нина Зверева: Я сейчас много
времени провожу в Москве, и часто слышу: «Да что там ваш Нижний!
Полторы улицы!». Пытаюсь спорить, но безуспешно. При этом
я могла бы давно переехать в Москву навсегда,
но не хочу. Посмотрите друг на друга — каждый нижегородский
участник нашего форума смог бы хорошо устроиться в столице.
Но мы остались в Нижнем, и это наш сознательный выбор. Видимо,
что-то есть в людях, которые хотят жить именно здесь, и что-то есть
в нашем городе особенное, то, что является очень привлекательным.
Понять бы что — и ухватиться за эту ниточку. Все-таки
«Гараж» — это абсолютно московская история, она не сработает
в Нижнем. Поэтому мы не должны пытаться воплотить здесь московские
проекты, нам надо воплощать свои.
Нина Зверева: Каждый | Дмитрий Володин: Ситуация начнет меняться, когда |
Антон Белов: И правильно!
Московский «Гараж» отличается от лондонских или нью-йоркских галерей,
и у вас все будет по-другому.
Галина Клочкова: А у нас
в городе есть специалисты, которые могут заниматься современным
искусством?
Анна Гор: Есть, двадцать
человек на весь город.
Антон Белов: Нормально! В Москве
их пятьдесят.
Дмитрий Володин:
Главное — у нас уже есть пространства, где можно выставлять
современное искусство. Плюс у нас есть художники нового поколения, которые
пока кому-то даже могут показаться экстремальными, но их уже оценили
на Западе, приглашают на Венецианское бьеннале.
Антон
Белов: Ваш «Арсенал» — очень продвинутое, даже
по европейским меркам, место. А вчера мы сидели в вашем
«Безухове» и чувствовали себя оборванцами — такая модная публика там
собралась. Значит, продвинутые места у вас есть, модная публика есть,
осталось только их соединить.