Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Галина Клочкова
Галина Клочкова
директор частной школы им. М.В.Ломоносова

26.10.2017 12:07Если ты что-то понял

Отпраздновав юбилей своей школы, Галина Клочкова призналась, с кого брала пример, прокладывая дорогу к успеху.

Кто бы, честно говоря, отказался познакомиться с Василисой Премудрой (или Прекрасной, как ее называют в некоторых сказках)? Мужчины, полагаю, мечтали бы о такой верной жене, не только не доставляющей особых хлопот, но и приносящей заметную пользу. У нее все получается на высшем уровне — и хозяйство вести, и «себя блюсти». Какими бы завистливыми ни были женщины и девушки, живущие рядом с ней в сказках, но и они не могут не признавать редкого сочетания ума и красоты. Причем не умничанья, а именно ума — способности быть нужной и важной и… незаметной. «Интересно, она сама такая разносторонне талантливая или мудрость в том, что верных и толковых помощников имеет?», — думала я, почитывая сказку и наращивая профессионализм, а также оттачивая стиль за неимением явной красоты. В чем особенность этого сюжета: героине нельзя ничего показывать и даже как бы сомневаться в исключительности своих возможностей до определенного момента. И задания выполнять не для собственного удовольствия или по некоему тщеславному умыслу, а для счастья и благополучия других. Здесь логично было бы ожидать рассказа о великой любви, превращающей обычное в чудесное, но я больше понимаю в образовании, поэтому буду опять про школу и учителей, взрослых и детей. Хотя, возможно, это именно о любви…

Недавно я совершенно точно поняла, почувствовала то, о чем раньше только мечтала. Вершиной учительского успеха является как можно менее заметное присутствие учителя на уроке, ситуация, когда дети учатся сами и работают больше учителя. Долгое время я даже формулировала это своим, в основном учительницам, очень аккуратно, намеками и сказочными метафорами. Угадывая грядущие трудности, оказываться в нужное время рядом с тем из учеников, кому необходима помощь, легко переключать внимание детей на самих себя и задачи, отвлекая их от гаджетов под партой и погоды за окном.

Я вспоминала свой первый выход в класс как в космос. В класс, я имею в виду к партам и ученикам от доски и учительского стола. Как страшно было не понимать, что творится за моей спиной, как я научилась чувствовать это. Как я неожиданно начала предсказывать ошибки и уводить их к правилам как к инструкции. Что это было — преодоление страха или новые методы, найденные скорее интуитивно, чем осознанно. Анализировать эффективность таких педагогических новаций было некогда — дети были разные, их было много, они не хотели читать! И успешными свои уроки я не считала — не было в них учительской театральности и искрометности монологов. Но мне нравилось именно это — поменьше «о себе», побольше «о времени».

Проснувшись однажды «директором», я очень переживала именно за публичные обязанности — выступления, совещания, ведение торжественных мероприятий, это мешало контролировать процесс. Текущие дела мне давались не очень легко, но их зависимость от моей «включенности» вдохновляла. Пока делала сама — получалось! И сейчас мало что изменилось. Я снова и снова избегаю излишней публичности, стараясь ограничивать свое право на главную роль школой, где давно уже все в основном отлажено. Но есть прогресс и успех. Несомненно. Если что-то мной тщательно подготовлено, то это сейчас именно работа других участников события. Они предсказуемы и сосредоточенны. Они, а не я, являются главными, как когда-то мои первые ученики. И тогда, вот что важно — я готова выйти вперед, сколько бы людей ни было в зале, каким бы новым он для меня ни был!

Я это теперь поняла, после празднования двадцатипятилетия нашей школы. Почти целое лето ушло на подготовку и еще месяца три до него на поиск идей и концепций! Начиная торжественное открытие замечательной художественной вставки, немного сбиваясь в начале речи, я почувствовала себя спокойной и счастливой, уверенной и сильной, как никогда. Все получилось, как мечталось, все собрались, все улыбаются…

Я не знаю наверняка, в сказке про это не написано, что чувствовала «лягушонка из коробчонки», заходя в царские палаты Василисой Прекрасной. Но кажется мне, что-то подобное. И не зря сказочники сбиваются часто, называя ее Премудрой, а не Прекрасной. Главное в мудрости что? Если ты что-то понял, не важно, что ты когда-то этого не понимал! Не пытайся объяснять даже себе, по сказке же очевидно — шкурка лягушачья мешала.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph