Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Галина Клочкова
Галина Клочкова
директор частной школы им. М.В.Ломоносова

28.08.2017 13:50Если долго смотреть

Галина Клочкова делится опытом, как ей удалось выйти из творческого тупика.

Есть много занятий, которые считаются творческими. Собственно, все, что не связано с исполнением правил, соблюдением стандартов и технологий, может считаться творчеством в той или иной степени. Главный вопрос, как водится, в том, для чего ты этим занимаешься и нужен ли кому-нибудь результат. Должен ли учитель работать творчески, когда он вынужден выполнять программу? Или именно без творческого подхода он ее выполнить не сможет?

Мои рассуждения не праздные — я думаю о двадцатипятилетней истории своей школы. В далекие и странные девяностые годы прошлого столетия я была уверена, что свобода творчества, умноженная на любовь к своему делу, это все, что нужно для хорошего нового образования.

Наивно, скажете? А что такого, мне было двадцать восемь лет, я много читала, преподавала литературу в медицинском училище так вдохновенно, что некоторые мои ученицы уходили на филологический! Мне казалось, что все работают так же, всем нравится по вечерам представлять, как удивятся ученики сложным неоднозначным вопросам, как обрадуются, найдя не один ответ. Я искала единомышленников в разных областях школьных знаний, мне нравились ироничные и легкие, способные прожить без двоек и замечаний, готовые спеть, сплясать и поставить спектакль. И чтобы при этом без занудных педсоветов мы могли бы анализировать ошибки и помогать «трудным» детям не отставать.

Читаю и не верю — неужели так все и было? А было именно так: работать со мной соглашались не все, но те, кто начинал, тащили за собой других — школа насчитывала по тем временам рекордные восемьдесят учительских голов на двести ученических. Мы не успевали зарабатывать деньги, зато как весело и креативно мы их тратили! Нам ничего не мешало приглашать настоящих артистов, художников, музыкантов, спортсменов, если они готовы были играть по нашим правилам — учить детей своим примером и согласно своим мечтам и интересам…

Думаете, я не помню минуты пустоты после творческого угара очередной сессии, конкурса или праздника? Еще как помню! Не успевая выдохнуть и набрать воздуха, мы брали новые творческие высоты. Впрочем, именно тогда нас начало становиться меньше. Я останавливалась и, замирая перед монитором новенького компьютера, начиная печатать очередной план, какое-то врем страдала от невозможности выложить все новые идеи. А однажды столкнулась на полной скорости с вопросом коллеги: «Уверена ли я, что…?»

…Что это было? Со мной? С нами? Когда мы, или страна и город, заговорили о необходимости единых требований, единых стандартов, единых правил и даже единой формы для учеников? Почему легко выдохнули именно мои, наученные праздничными спектаклями и творческими экзаменами? Почему как-то сразу стало неинтересно мне «ужесточать требования», «усиливать дисциплину», «прописывать профессиональные компетенции»? Ведь ничего не было страшного в том, чтобы собраться и упорядочить опыт, авторизовать технологии. Но, если честно, может, объективно и не было, а для меня это были «стоп»-слова. Я ринулась в проекты создания новой школы, я смотрела по сторонам и видела заграничное многообразие форм и методов при внешней сдержанности и порядке. Я не представляла себе, как можно вернуться к началу. Конечно, я знала, как распускать неудавшийся орнамент на свитере, как переписывать заново сочинения и тексты выступлений. Я даже знала к тому времени, как снять крышу со старинного здания и за два летних месяца поставить новую. Но я не знала, как уговорить на все это новое своих учителей. Гордых своей уникальностью и в этом смысле абсолютно неуправляемых. Я не знала и не хотела. Сидела и смотрела на всё как бы со стороны. Мне кажется, довольно долго. Месяца два. Или три.

Пока не пришли мои собственные дети ко мне «попробовать себя». С этого момента жизнь моя в профессии пошла строго по законам сказки — «вдруг откуда ни возьмись». Творчество зажило по своим законам, а я превратилась в управляющего процессами. И технологии творчества были прописаны, и по международным стандартам мы нашу уникальность авторизовали, и молодых учителей получили. И да, я не про известную развилку для богатырей и героев теперь думаю, а про волшебную способность побыть одной, помолчать и посмотреть на небо. Долго. Чтобы увидеть что-то необычное — как неожиданно зажигаются звезды, например. Чтобы убедиться, что они на самом деле есть, даже если вам некогда смотреть на небо…

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph