Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Галина Клочкова
Галина Клочкова
директор частной школы им. М.В.Ломоносова

26.05.2017 12:27Если ребенок не слушает

Ребенок будет слушать родителей и учителей, только когда ему интересно, — уверена Галина Клочкова.
Если ребенок не слушает

Моя профессия — филолог. Это значит, что я умею читать, писать и разговаривать на совершенно особом уровне. То есть не только «что», а и «как». Как сказать, чтобы тебя поняли. Как чтение может помочь сделаться лучше, добрее, сильнее. Как писать не только грамотно, но и эмоционально, глубоко, искренне. Я люблю свою работу. Учу учителей и родителей правильным коммуникациям. Если на понятный язык перевести, учу их тому, чтобы образование не ссорило, а объединяло. Чтобы обсуждались не оценки, а содержание. Но моих даже очень профессиональных слов мало. Необходимо нам всем научиться слушать своих детей. А когда это не поздно сделать? Вот в чем вопрос. Ответ такой — никогда не поздно!

Взрослым кажется, что они должны объяснить, показать, спросить. Их должны слушать, а еще лучше слушаться. Желательно без обсуждения. Чувствуете, где проблема образовывается? Мы разговаривать умеем, а слушать? Если нет, то и детей, следовательно, не услышим. А хотим, чтобы они всему этому научились. У нас! Вот и приходится мне и учителям моей школы начинать первые уроки не столько с детьми, сколько с их родителями. Я готовлю большие родительские конференции, чтобы рассказать о своем опыте, опыте лучших педагогов в мировой истории. А он связан всегда не с тем, чему эти философы и гуманисты от педагогики могут научить, а с тем, чему они научились сами!

…Моя дочь научилась говорить очень рано, а сын долго молчал. Я слышала мнения на тему «чем раньше, тем лучше», а также противоположные: «развитие личности — процесс долгий и непредсказуемый». Сейчас я уверена: главное, чему ребенок сам учится с удовольствием. Мои дети и внуки убедительно доказывают это. А мои ученики убеждают в этом многократно.

Кажется, это совсем не воспитание. «Подумаешь, делает то, что интересно. Вот заставить делать нужное — это педагогика», — так рассуждают многие «правильные» родители. Но труднее всего именно это: организовать мир ребенка так, чтобы ему стало интересно обязательное — как устроен мир, кто он и его семья, как он может выражать себя и как организовать, как живет наша планета и многое другое. Вот здесь и нужно научиться слушать.

Вопросы, которые задают дети, только на первый взгляд ­наивные. Правильно их услышать и помочь своему ребенку исследовать мир вокруг себя — вот задачка для настоящего взрослого. Детский язык предельно прост: «Почему случаются войны? Как заставить батарейку работать вечно? Чем зеленое яблоко отличается от красного? Почему с Витей дружат все, а со мной никто? Из чего сделана музыка? Как показать белый цвет на белом листе? Как наказать людей, которые обижают животных?» Это настоящие «детские» вопросы, и их в моем блокноте, а также на специальных разноцветных листочках в каждом классе сотни. Имеют ли они отношение к учебе? Еще какое! Именно поиск ответов на эти вопросы заставляет читать, писать, считать и разговаривать.

Я уверена, разговаривать в правильном смысле этого слова ребенок начинает тогда и с теми, кто готов обсуждать простые вопросы. Без подсказок в виде нужных книг и сайтов, фильмов и энциклопедий. Обсуждать, становиться азартным в поиске ответа, радоваться неожиданным открытиям, печалиться, узнавая о несправедливости и несовершенстве. Вот это главное, чего от нас ждут наши дети — искренних эмоций.

Вы удивитесь, насколько наши знания о мире устарели! Дети с легкостью преодолевают века научных открытий, предлагая удивительные решения. И мы не можем и не должны их ­обесценивать, предлагая теоремы и формулы. Пусть ошибаются, чертят свои схемы и чертежи, рисуют своих героев, главное — было бы с кем поделиться. Помните — «для маленькой такой компании огромный такой секрет»? А ведь песня про то, что всем так дорого, — «было б только с кем поговорить». Дети очень хотят разговаривать. А их просят помолчать и послушать. Или прочитать и выучить. И они соглашаются ненадолго. А потом опять разговаривают, «мешая» учителю учить. А могли бы помочь учителю учиться вместе с ними, расти вместе с ними, исправлять ошибки вместе с ними. А научившись говорить на любые интересные темы, они сами захотели бы послушать. Учителя и друг друга. И новые вопросы заставили бы их искать новые ответы и снова обсуждать полученные результаты.

Не обижайтесь на детей. Если ребенок не слушает то, что ему говорят, возможно, это просто неинтересно. Не только ему, а и вам тоже. Вы в этом вряд ли признаетесь, а они это хорошо понимают. Вот что важно.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph