Говорят, яйца курицу не учат. Это правда. Но как только появляются цыплята, курица вынуждена научиться следить за ними, кормить-поить-растить. Даже если корм дает хозяйка, умная заботливая курица добьется того, чтобы слабый цыпленок получил свою порцию и не был обижен братьями-сестрами.
Дети — отличные учителя. Они умеют ловить нас на слове, поэтому приходится хорошо подумать, прежде чем что-то обещать. Они умеют попросить сделать что-то такое, чего мы никогда прежде не делали. Помню, как мы ночью с мужем вырезали и сшивали маленькие тетрадочки для Катиных кукол к ее дню рождения. Она даже не просила. Просто она очень любила такие маленькие детали, чтобы можно было играть с куклами во «взрослую жизнь». Вот мы и старались. Наш маленький портфельчик с кукольными тетрадями стал чуть ли не лучшим подарком на свете! Для меня это было испытанием, конечно. Мне всегда легче было сочинить стих, чем погладить детское платье с оборочками.
Сущим наказанием для меня было изготовление снежинок для праздников в детском саду (так и не научилась), а вот гербарий из осенних листьев я составляла с удовольствием! Я даже научилась мыть огромные окна в школьном классе, хотя однажды чуть не выпала с четвертого этажа, перепугав всю родительскую команду. Тогда меня с почетом отправили отмывать парты от разных любовных признаний и еще других слов, которые не хотели исчезать…
Дети росли. Они вдруг перестали любить жирную пищу, и я научилась готовить диетическую еду. А еще они прекрасно говорили по-английски, и мне пришлось очень постараться вспомнить весь старый запас английских фраз и выучить новый. Кстати, я долго стеснялась говорить по-английски в компании собственных детей. Но они меня горячо поддержали, много хвалили и только иногда осторожно меняли неудачные фразы на более точные.
— Мама, — говорила мне старшая дочь. — Не надо использовать I want, лучше скажи I'd like.
Я старалась изо всех сил, и у меня появился вполне приличный разговорный английский. И это было исключительно благодаря детям, тем более Неля вышла замуж за индуса, и без английского языка мы не смогли бы общаться с нашим милейшим Пранабом.
Дети не учат родителей напрямую, дети стимулируют родителей учиться! Хотя бы потому, что иначе им станет с нами нентересно. А быть исключительно объектом для заботы пока рановато, да и не хочется. Поэтому приходится читать книги, о которых они говорят, смотреть фильмы, которые они хвалят. Чаще это бывает прекрасный опыт, но отнюдь не всегда. Мы с ними — разные поколения, это существенно. Кстати, подробно мне рассказала об этом Катя, она слушала интересную глубокую лекцию про привычки и повадки тех, кому 20–40–60. И мы смеялись, потому что оказалось, что мы с мужем поколение «надо», наши дети — поколение «могу», а наши внуки — поколение «хочу» (бывает среди них и «не хочу»).
Все свои тексты — колонки и книги — я высылаю детям на рецензию, причем задолго до публикации. Мне повезло: они не только внимательно читают рукописи, но еще пишут подробные рецензии с замечаниями на полях. Последняя моя книга «Со мной хотят общаться» посвящена нашим троим детям, так как после полученных рецензий я вынуждена была полностью поменять структуру и концепцию книги, и она стала от этого в сто раз лучше и современнее.
Они не дают нам стареть, наши дети. Они наполняют жизнь радостью и свежим ветром новых идей и желаний. Думаю, они с каждым годом становятся все более значимой группой поддержки, на которую всегда можно рассчитывать.
А еще есть взрослые и маленькие внуки. И они гораздо образованнее и умнее, чем мы были в их возрасте. В этом году на даче моя старшая внучка будет учить меня готовить изысканные блюда, я предвкушаю эти уроки. Будет играть музыка, которую я могу качать сама — сын научил! А вечером я поиграю в «кенди- краш», это достаточно сложная и увлекательная электронная игра, которую три года назад открыла для меня индийская внучка Пиали.
Говорят, плох тот учитель, который потерял в себе ученика. При моей группе поддержки, надеюсь, мне это не грозит!