Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
RSSВконтактеFacebookBellissimo в TwitterYouTubeGoogle+
ТРЦ Жар-Птица - счастливый случай
Вход для пользователей
Нелли Литвак
Нелли Литвак
Профессор прикладной математики Университета Твенте, автор нескольких книг по воспитанию подростков, блогер «Эха Москвы».

Как учатся в Голландии

Если бы меня попросили описать голландскую школьную систему двумя словами, то я бы сказала, что система гуманная и честная. Причем система гуманная и к детям, и к родителям.

С 4 до 12 лет голландские дети ходят в начальную школу. Первые два года — группа 1 и 2 — больше похожи на детский сад. Настоящая учеба начинается в группе 3, это как наш первый класс, где дети учатся писать и читать. Детей не ругают за плохие оценки, а родителей не вызывают на ковер. Наоборот, если ребенку трудно учиться, учителя его поддерживают, хвалят за малейшие достижения, а при разговоре с амбициозными родителями учитель уговаривает их на ребенка не давить!

До 10 лет домашних заданий практически не задают. Потому что у маленьких детей недостаточно ответственности и дисциплины, чтобы сделать задание вовремя. А перекладывать ответственность на родителей считается неприемлемым и небезопасным: где гарантии, что родители хорошо объяснят, не сорвутся и не испортят отношения с ребенком? В результате голландский «первый класс» не превращается в террор для всей семьи. Дети проводят в школе 25–30 часов в неделю, а дома родители отвечают за мир и любовь.

Оценки ставят честно. Получил 6 по (10‑балльной шкале) — значит освоил материал. Не просто «знаешь», а можешь этими знаниями активно пользоваться. Например, если в группе 6 сдал зачет про земную ось и часовые зоны, то сможешь сам догадаться, что, прилетев из Амстердама в Москву, нужно перевести часы вперед, а не назад.

Просто так шестерку не поставят, надо стараться и готовиться, и радоваться, что сдал. Не освоил материал на должном уровне — получаешь оценки разной степени неудовлетворительности — от 1 до 5.

Если низких оценок слишком много, то детей спокойно оставляют на второй год. Это в порядке вещей. У меня есть коллеги — преподаватели университета — бывшие второгодники. Мотив звучит примерно так: «У Элизы много низких оценок, в ее интересах повторить этот год. Иначе ей придется все время прыгать выше головы, и в результате она потеряет интерес к учебе».

Главный ужас российских эмигрантов — выпускная, 8‑я группа начальной школы. В средней школе детей разделяют на потоки. Примерно 20 процентов идут на шестилетнюю программу VWO и после этого в университет. Еще 20 процентов идут на пятилетнюю программу HAVO и после этого в колледж (высшее профессиональное образование, что-то между университетом и техникумом). Остальные 60 процентов — на четырехлетнюю программу VMBO, после которой — профессиональное училище. VMBO, в свою очередь, разделяется на подуровни разной сложности. Страшно, потому что разделение происходит так рано, в 12 лет. И потому что родители ничего не решают. Школа пишет направление исходя из восьми лет наблюдений за ребенком и из результатов центрального государственного теста CITO. У голландских родителей с этим нет никаких проблем. Я знаю много образованных родителей, у которых дети спокойно отправились в MAVO. И наоборот. Голландская система рассчитана на таланты и мотивацию ученика, а не его семьи. Мне тоже было страшно в свое время, но сейчас я вижу большие плюсы такой системы. Именно потому, что она честная.

Какой смысл заявлять на бумаге развернутую школьную программу, когда большинство детей не в состоянии ее освоить? Дети, которые в начальной школе еле-еле вытягивали на шестерку, в VMBO могут без надрыва и качественно освоить пусть более скромный материал. А если дела идут совсем хорошо, то можно подняться на уровень выше.

В HAVO-VWO, если оценки низкие, ребенка переводят на уровень ниже. Обычно школу не волнует, что «он умный, но ленивый». Если ленивый, значит недостаточно интереса и мотивации. Если умный, то на программе попроще получит свои хорошие оценки без особого труда. В результате подавляющее большинство школьников учатся на 6–7, каждый на своем уровне.

Оценки ставят одинаково строго по всем предметам. На рисовании в старших классах нужно заниматься композицией и светотенью, на музыке петь и играть на инструменте, на истории излагать события на основе исторических документов, на английском не употреблять в одном предложении британские слова и американизмы. Это на шестерку.

Старшеклассники выбирают пакеты предметов, но даже при самом подходящем пакете невозможно сделать все на десять. Диплом с отличием дают, если средняя оценка восемь или выше. Возможно, объем голландской школьной программы не поразит вашего воображения. Зато этот объем совпадает с объемом реально полученных знаний. Напомню, кстати, что Нидерланды — страна размером с Нижегородскую область — занимает одно из ведущих мест в мире по науке и инновациям.

В Голландии нет круглых отличников. И никто не понимает, зачем это нужно.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph