Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга
Анна Аверкиева
Анна Аверкиева
Менеджер по развитию в компании Cristal Events

Как учатся во Франции

Мне посчастливилось быть окруженной во Франции большим количеством друзей-учителей, а значит, с системой французского школьного образования я хорошо знакома. Кстати, сразу скажу, что учителей частных школ среди них нет, только государственные.

Начнем с главного принципа: французская школа ученикам не дает спуска. Это начинается от самых ворот любой школы, в которые не может зайти посторонний человек. Каждый входящий контролируется (ученики предоставляют дневник, учителя — пропуски), равно как и каждый выходящий. Пропуски очень детально отслеживаются: учитель отвечает за безопасность ученика в течение учебного дня, поэтому отсутствие оного в классе не может остаться незамеченным. Школы классифицированы по благополучности детей в них: есть школы общие, есть для «сложных детей», из социально нестабильных кварталов. В таких школах к учительскому составу добавляются дежурные, которые следят за порядком. Школьники регулярно пишут контрольные (в среднем раз в две недели по каждому предмету), а затем и сдают экзамены. Для школы процент успешной сдачи ЕГЭ — очень важный показатель, а значит, дети должны преуспевать в предметах, которые входят в выпускные экзамены. Младшие классы, «колледж» и старшие классы учатся отдельно, и им преподают разные учителя.

Каждый преподаватель обязательно имеет магистерскую степень педагогического университета или факультета и «лицензию» на преподавание: получив диплом, он идет на экзамены, которые успешно сдают около 15 процентов кандидатов. Так что учителями становятся только те, кто действительно выбрал эту профессию неслучайно, кто видит в этом призвание. Дети это ценят и, как правило, довольно усердно пытаются преуспеть — главное, найти к каждому подход! Те же, кто не хочет учиться, очень быстро покидают школу. Их сразу исключают за драку или за систематические прогулы в течение пары месяцев. Таким образом, французская школа преследует цель вырастить ответственных, сильных учеников, которые потом смогут сознательно выбрать свой путь.

Эта строгость и в то же время индивидуальный подход очень удачно сочетаются в 20‑балльной шкале оценок. Для меня долгие годы было загадкой, зачем такой разбег? Ведь 9 баллов и ниже — это наша «двойка», так зачем эти «50 оттенков неуда»? Намного лучше бинарная система — либо ты не сдал, либо сдал (и тут уже есть три оттенка твоей гениальности). Однако не так давно мне объяснили, зачем такой широкий спектр. От 10 до 19 все понятно: ученика ориентируют, как именно он владеет материалом: от 10 до 12 — наша тройка, от 13 до 15 — четверка, от 16 — пятерка. Никто из моих знакомых ни разу не получал и не ставил 20, поэтому давайте эту оценку не учитывать. А вот 9 и ниже — это неуд, и французы убеждены, что ученик должен так же детально понимать, насколько он далек от заданной планки в отрицательную сторону. Русская двойка для них слишком «холодна», по ней ученик не может понять, что ему теперь делать. Во Франции же если у тебя 2 — бери репетитора; 5 — обратись к своему учителю за помощью; 9 — просто прочитай еще раз материал, ты не до конца его понял. Из этой оценки можно сделать много выводов (помимо замечаний, которые учителя тоже пишут на полях).

Я также заметила, что во французских школах нет заданий, проектов и конкурсов, направленных на развитие тех или иных идеалов. Помнится, мы в школе делали поделки и писали сочинения на тему Дня Победы, семьи, России, даже учили гимн на уроке музыки! Во Франции ничего подобного нет по очевидной причине: ученик и его семья могут быть оскорблены навязыванием ценностей. День Победы (он, кстати, совсем не возведен здесь в культ, как в России) — а вдруг прадед ученика воевал за немцев? Сочинение про маму — а вдруг у ученика два папы? Или две мамы? Или вообще никого? На тему Франции и ее величия — а что если ученик алжирец, канадец, китаец? Конечно, у учеников есть творческие проекты, но они развиты вокруг других тем: экология, путешествия, мечты и сказки, например.

Последнее отличие касается выпускающихся учеников. Во Франции нет предвзятого отношения к тем, кто не сдает ЕГЭ или не идет учиться в высшее учебное заведение после школы. Поймите меня правильно: человек, не сдавший выпускные экзамены, никогда не достигнет того, что достиг бы магистр. В этом плане как раз французы совершенно помешаны на дипломах: работа только по специальности! Но если мечта всей твоей жизни — стать кондитером, секретарем или турагентом, никто не будет даже предлагать тебе университет, это просто не твой вариант. Во Франции ПТУ ни в коем случае не стигматизирует человека — просто его профессии обучают только на этом уровне, вот и все.

В остальном же все как в России: есть детишки способные и те, кому нужно больше времени на тот же материал; есть послушные и хулиганы; есть гуманитарии и те, кому ближе точные науки. Главное — чтобы из них выросли граждане, которые сеют разумное, доброе, вечное. Пусть они и не читали Некрасова, ценности у нас все равно общие.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph