Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», — признавался Максим Горький. И даже в наше время википедий и ю-тьюба книга по-прежнему остается главным учителем, воспитателем и советчиком. Но как привлечь к чтению детей? И какие книги лучше читать современным подросткам? Об этом мы поговорили с детскими писателями, приехавшими в наш город на 1-й Международный литературный фестиваль имени Горького.

 

Участники форума:

Ирина Краева, 
автор художественных произведений для детей, журналист, педагог. Член Союза писателей Москвы. Лауреат Международной литературной премии имени Владислава Крапивина, Российской литературной премии имени Александра Грина и ежегодного конкурса «Новая детская книга».

Людмила Сухоставец,
поэтесса и писательница, член Союза журналистов Москвы. В творчестве поэтессы преобладают стихи о природе, временах года, а также любовная лирика.

Елена Усачева,
автор более тридцати книг для подростков, в качестве журналиста сотрудничает с журналами «Отдохни» и «ТВ Парк». Член Московской организации Союза писателей России.

 

Bellissimo: Часто можно услышать, что современные дети мало читают. Это реальное положение дел или обычное ворчание взрослых?

Елена Усачева:

У нас, детских писателей, нет ощущения, что дети мало читают. После каждой встречи с детьми мы видим, как прирастает наш читатель. Я думаю, все эти жалобы — стандартные «саратовские страдания» родителей. Причем чаще всего жалуются те родители, которым просто нечем занять детей: чтобы только ребенок не мешался под ногами, не вис на руках, вот тебе книжка — читай. Часто можно услышать: «Дети стали меньше читать». Да ничего подобного! Дети читают, просто они читают, когда им надо. Если раньше книжка была способом убить время (помните, как говорили: «Что ты ерундой занимаешься, книжки читаешь, лучше б делом занялся» — отбирали книжку и выключали свет), то сейчас книга становится сознательным выбором: мы хотим почитать книгу, отказавшись от телевизора, от компьютера, от общения с друзьями. И это здорово. Но, с другой стороны, есть и нечто вечное: ребенок по-прежнему ищет в книгах своего героя — он хочет читать о красивых, смелых людях, которые побеждают, в кого можно поиграть и с кого можно взять пример. Поэтому, кстати, такой успех у Гарри Поттера — в него можно поиграть.

Людмила Сухоставец:

Я очень часто выступаю перед детской аудиторией в школах, библиотеках, детских домах и поэтому знаю — дети читают. Мне кажется, у нас растут очень хорошие, думающие дети. Просто меняется литература, которую они читают, меняется сам формат чтения. Во‑первых, читают электронные книги — это принципиально новый способ восприятия литературы. Много читают в социальных сетях — это формирует определенный клиповый тип мышления. Сейчас проходит много мероприятий, призванных привлечь детей к книге: фестивалей, встреч с писателями, школы, библиотеки активно работают в этом направлении. Сейчас детская библиотека — не просто хранилище книг, а интересная интерактивная площадка, где дети могут пообщаться, послушать, как читают другие, поучаствовать в мастер-классах. Так или иначе книжная культура, любовь к хорошей книге приходит к детям. Но, конечно, проблема есть — когда не читают родители. Нынешние мамы и папы — это поколение девяностых, когда литературе уделялось мало внимания, поэтому выросли люди, которые читают очень мало или не читают совсем. Конечно, привить любовь к чтению своим детям они не могут.

Bellissimo: Как родители могут увлечь своих детей чтением?

Ирина Краева:

Раньше у учителей была такая формулировка — «руководить чтением детей». Сейчас она сменилась на другую — «формирование читательской компетенции». Уходит обязаловка, когда все читают одно и то же — это неправильно. Сейчас каждый имеет право выбирать книги по вкусу, важен индивидуальный подход: какие у ребенка запросы, такие книги он и должен читать. Если ваш ребенок не читает книги, которые все читают, — просто найдите то, что будет интересно именно ему. Ваш ребенок не читает? Прочитайте книжку сами и постарайтесь интересно про нее рассказать. Но выберете именно ту книгу, которая вас задела. Тогда ребенок увидит — маме книжка понравилась, папе книжка понравилась, — и он начнет читать сам. Многие родители разучились разговаривать с детьми. Книга — повод, чтобы начать общение с ребенком.

Елена Усачева:

«Заразить» чтением можно в первую очередь через собственный пример. Только читающий родитель сможет приучить читать своего ребенка. Если дома есть библиотека, если папа не сидит у телевизора, а хотя бы время от времени берет в руки книжку, если мама перед сном сначала читает ребенку, а потом читает сама, — этот пример обязательно заражает ребенка.

Людмила Сухоставец:

Я верю, что приобщению к книге может помочь чтение стихов, потому что поэзия — это эмоциональное чтение. Не важно, где ребенок услышит стихи — по телевизору, в ю‑тьюбе или при личной встрече с автором, — поэзия очень эмоциональна и гармонична, она увлекает и легко запоминается. Плюс это короткая форма, она легко воспринимается, и детская, и юношеская аудитория очень хорошо откликается на поэтический текст. Таким образом, можно начать со стихов, а потом постепенно перейти на прозу, более длинные произведения. Сама я часто делаю презентации для старших школьников, для чего надо читать поэзию, чем поэтический текст отличается от прозы — но не в формате лекции, а в формате живого диалога со слайдами, с рисунками, с шутками и чтением живой поэзии.

Bellissimo: Другая проблема, которая волнует взрослых, — а что именно читают дети. Детское чтение нужно контролировать?

Елена Усачева:

Конечно, детей надо контролировать, но контроль не должен быть насильственным: вот тебе книжка, иди читай. Все-таки каждый родитель чувствует своего ребенка, и он знает, что сделать, чтобы ребенок прочитал именно нужную книжку.

Ирина Краева:

С ребенком нужно дружить — объяснять, сохранять доверительное отношение. Если вы что-то упустили и этого доверия нет, постарайтесь его восстанавливать.

Bellissimo: Поговорим тогда о том, что читать детям. Сразу возникает вопрос, что лучше — классика или современная литература?

Ирина Краева:

Некоторые издатели говорят: классика не нужна, нам нужно замещать классику новыми текстами. Я считаю, это неправильно, читать надо и классиков, и современных авторов. Но беда в том, что многие родители современным писателям не доверяют. Они привыкли покупать проверенные книжки, которые они сами читали в детстве. А на самом деле сейчас происходит расцвет детской литературы. Появляются потрясающие молодые авторы, которые прекрасно работают как в поэзии, так и в прозе.

Елена Усачева:

Читать классику или современные книги — зависит от ребенка. Есть ребята, которые с удовольствием читают классику, которым нравится и Толстой, и Достоевский, и Пришвин, и Паустовский. А кому-то нет. Моему ребенку, например, тринадцать лет, и он пока не любит читать толстые книжки, он даже Гарри Поттера не читал. Но он любит читать рассказы — отлично, я ему подсовываю Сетона-Томпсона, и он в полном восторге от его рассказов о животных. Но при этом я уверена, что впереди и современную детскую литературу ждет расцвет. В России были суровые времена — детским писателям невозможно было выжить, в поисках прокорма они уходили из детской литературы. И вдруг за последние несколько лет зажглось множество звезд.

Bellissimo: На кого из современных российских детских писателей вы бы посоветовали обратить внимание?

Ирина Краева:

Список огромный, каждый год выходит множество прекрасных книг. Но авторов нужно строго разделять по возрастам. Начинать нужно с таких авторов, как Настя Орлова, Юлия Симбирская — обе писательницы живут в Ярославле, у них замечательные и стихи, и проза для маленьких. Обратите внимание на Наталью Волкову, Аню Игнатову — это молодые поэты. Сергей Георгиев — уже известный автор, которого все знают и по книжкам, и по сюжетам в «Ералаше». Виктор Лунин — совершенно тонкий и прекрасный поэт и прозаик, у него очень интересная подростковая проза.

Елена Усачева:

Я очень советую ребятам подросткового возраста прочитать Эдуарда Веркина. На мой взгляд, это сейчас самый сильный, самый интересный писатель. Если размышлять о том, кто останется в веках — вот именно он останется в веках. Очень советую!

Людмила Сухоставец:

Если говорить о детских стихах, это, конечно же, Андрей Усачев. Недавно вышла его книга о планетах, о созвездиях, но в стихах. Мне очень понравился этот формат, потому что он это научно-популярное издание, когда специалист пишет о звездах, о космосе, а талантливый поэт научную информацию переводит на язык поэзии. Конечно, запомнить новую информацию, когда она представлена в стихотворной форме, гораздо легче. Я на фестивале имени Горького представила свою новую поэтическую сказку «Строптивая царевна», с героями из традиционных русских сказок, но она написана современным языком. Мне пишут дети и говорят, что им эта сказка понравилась: в ней нет непонятных устаревших слов — «ибо», «доколе»… Конечно, наши классические сказки имеют большую культурную ценность, но когда дети читают много сносок, объясняющих значение устаревших слов, им тяжело воспринимать текст целиком. Поэтому, я считаю, очень хорошо, что выходят сказки новых авторов, написанные доступным современным языком.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Смотрите также
Гражданин Республики
Дорога в лето
Спецпроекты
Мой любимый город
ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph