На днях меня рассмешила история из жизни шестилетнего внука. Он заявил своей маме, что хотел бы посетить «Модный показ». Матвей, научившись читать, осваивает мир по рекламным щитам. «Хорошо, что модой заинтересовался, а не ипотекой, например», — прокомментировал отец. «Или политикой», — вспомнила я летние прогулки по городу, плотно заклеенному предвыборными плакатами. Плохо это или хорошо — знать о моде, интересоваться ею — вот вопрос, ответ на который школьная программа не дает, а детско-подростковая жизнь, наоборот, сколько угодно задачек на эту тему подбрасывает. Для споров и ссор с родителями, например. А хорошо бы для взаимодействия и взаимопонимания!
…Лично я люблю моду. Я люблю её, к счастью, не как шопоголик, а как читатель, посетитель фотовыставок и любитель истории костюма. Не могу вспомнить свои первые модные опыты, но ультракороткие юбки и широченные штаны в моей подростковой жизни присутствовали, несмотря на статус отличницы и комсомольской активистки. Я умела шить и вязать, так что не особенно зависела от советского ширпотреба. Да, я видела настоящие модные шмотки на некоторых своих подругах, чьи мамы, подруги и друзья мам распределяли «дефицит». Но эти вещи, удивляя несоветским качеством, разочаровывали тиражом. Одинаковые куртки и джинсы, батники и олимпийки не могли считаться модой в эстетическом смысле слова. Основой моего «стиля» стали журналы стран социалистической Европы. Их, кстати, не так просто было «достать», но у моей мамы тоже кое-какие подруги имелись! И, конечно, модные портнихи (это спасибо моей бабушке), которые умели на допотопной технике выполнять любые «фирменные» швы.
А следующим шагом была эпоха «ларьковая», конца восьмидесятых. Сегодня никого не удивляет «бельевой стиль» в одежде. А нам тогда продавали замысловатую домашнюю одежду под видом нарядной, пижамы выдавались за летние костюмы, спортивная одежда заменяла гламур. А сам гламур блестел стразами и неоновыми расцветками неизвестных, но звучных производителей. Из всего этого у меня, каюсь, была только пижама. Как бы платье и легинсы. Костюм, которым я очень гордилась. И гипюровая юбка, неизвестно как «распределившаяся» в трамвайно-троллейбусное управление, где работала мама моего мужа. Очень модная была вещь, никому, кроме меня, не подошедшая (ха!).
Логично, что третий модный этап назывался «по "Бурде"». В моей лично модной жизни он присутствовал регулярно, «одевая» не только меня, но и моих детей, строго до периода первых «денег». Этот период совпал с периодом «нет времени ни на что» и принес в мой гардероб по-настоящему дорогие костюмы и платья от бренда «Эскада». Непонятно почему, но рекламный слоган тогдашней фирмы для России был «"Эскада" приходит в каждый дом». В мой пришла и освободила место в гардеробе от всех предыдущих вещей буквально как фея в сказке про Золушку в момент сбора на бал. Освободить-то освободила, а новое и по-настоящему модное оставалось недоступным. Честно признаться, не только по причине финансовой, но и, мягко скажем, культурологической. Все, что с восторгом закупалось байерами первых модных магазинов, было по форме и содержанию на женщин «неработающих». И худых к тому же. Спасала заграница. Моя первая модная импортная любовь — H&M. Можно было не сомневаться — все самое модное было там! В версии «эконом», разумеется, но кто об этом задумывался, если размеры и стиль совпадали идеально. А что мне нравилось еще, так это то, что, обновляя гардероб, я не испытывала угрызений совести: вещи выходили из моды так же быстро, как и из строя. Именно тогда я поняла, что мода может быть доступной и приятной. Ошибки не обходятся слишком дорого, как в случае с известными люксовыми брендами.
И наконец, главное про моду. После множества ошибок и разочарований, после сотен примерок и поисков себя я нашла-таки дорогу и к дорогим брендам. В платье и брюках, блузках и юбках, в Италии и Испании, подбирая «интернациональные» слова, я нашла модные экземпляры, которые… не выходят из моды. Поверьте, сто раз — это совсем немного, если речь идет о примерках таких вещей! Сначала это были туфли. Классические лодочки и балетки, лоферы и ботильоны. И «лабутены», конечно, и «джимми чу» среди них. Затем вечерние платья — спасибо MAXMARA. И да, за пальто им же. Я нашла культовое «101801» — пальто родом из 1981 года. Подумать только, я могла бы носить его еще тогда, когда ничего не знала о настоящей моде, как я теперь понимаю! О такой Моде, которая не только о мамах и дочках, но и о внуках, интересующихся модными показами…