Смотрите видеоверсию журнала: Россия 1, Россия 24, Волга

22.12.2016 17:35Надежда Бабкина

Кажется, на наших глазах рождается новая традиция — накануне Нового года в гости к «Жар-Птице» приезжает Надежда Бабкина. Каждое ее появление на сцене — праздник, яркий и незабываемый, но нынешний визит Надежды Георгиевны в наш город совпал с ее личным праздником — ее ансамблю «Русская песня» исполняется сорок лет. О «Русской песне» и о значении народной культуры в нашей жизни мы и поговорили с нашей гостьей.

В это сложно поверить, но «Русской песне» уже сорок лет!

Да, это удивительная дата, хотя мы создались гораздо раньше. В те годы у меня не было даже мысли собирать какую-то документацию, оформлять все официально.

А с чего все начиналось?

Будучи студентками Института имени Гнесиных, живя в общежитии, мы бегали по театрам, восторгались всем, ездили по городам нашего огромного Советского Союза. Мы получали образование у совершенно гениальных педагогов и профессоров. Они приезжали к нам и читали курсы, а мы впитывали каждое их слово. Это такие личности, светила! Мы собирались вокруг этих светил как мотыльки, летели на огонек. Было удивительное время! И вот в это самое время, сидя в общежитии за столом, мы с однокурсницами запели и поняли, что можем создать свой коллектив. Сначала все было в шутку, играючи. Постепенно коллектив стал развиваться, мы начали понимать, что на нас обращают внимание, что мы нужны — получали какие-то призовые места на фестивалях, награды.

Вы помните свои первые выступления?

Первые наши представления были в Знаменском соборе, тогда это был своего рода музей. Мы пели акапелла материал, который привозили из экспедиций, но поскольку мы получали образование и совершенствовали исполнительское мастерство, то пели не как бабушки в деревне поют, а воспроизводили это как современные девочки, не меняли ничего, только вкладывали свою эмоцию. Потом уже появлялись подголоски, еще некие украшения, но суть оставалась прежняя — мы играли спектакли, мы разыгрывали действия: обряды сватовства, свадьбы, вечерки. Были и программные произведения — трудовые покосные или исторические походные песни… Зальчик в Знаменском соборе небольшой, но людей всегда было много.

А когда вы вышли, так сказать, на большую сцену?

Первое наше грандиозное выступление было в Колонном зале, а второе — в Союзе композиторов. Это был высший пилотаж, потому что собирались знатоки в области народной песни. Мы так волновались, что запела слова из одной песни, а мелодию из другой. Как меня подхватили девочки, я не знаю. Мы смотрели друг на друга, искали помощи, но получилось удивительно. В руках у нас были инструменты — валдайские колокольчики, трещотки, ложки, барабанчик. Это нас спасло, потому что мы «подсели» на этот ритм, создали некую атмосферу. Получилось замечательно! После выступления к нам даже пришел преподаватель Вячеслав Щуров, подсел и сказал: «Я знаю, что есть примерно такой же образец, но он звучит совершенно по-другому. А где вы это взяли?» Мы ответили, что где-то в Сибири. Думали, что он нас будет ругать, а он похвалил, ему понравилось. А ведь на сцене произошла чистейшая импровизация!

Поначалу у вас был сугубо женский коллектив?

Да. Но прошло десять лет, и я подумала, что нам необходимо иметь мужские голоса, но не специальные мужские голоса по партитуре, а такие, которые явят нам краску и поддержат женское начало. Поэтому мальчиков у нас в коллективе всегда меньше, чем девочек, но их голоса сливаются с женскими и дают хорошую, плотную историю. До сих пор это приветствуется.

Вас никогда не прельщала карьера сольной певицы?

Я не сольная певица, хотя могла бы заниматься сольной карьерой, у меня для этого данных много, но меня пленит глубина неизвестности. Меня всегда очень привлекало многоголосие, потому что через него можно было много чего узнать, узнать душу человека. Многоголосие — это не просто чисто спеть какие-то интервалы, если говорить о музыке. Моя задача была создать коллектив как творческую единицу, которая многоголосна. То есть Надежда Бабкина — это творческая единица многоголосия. В многоголосии есть что-то интригующее, манящее — ты туда попадаешь и тонешь.

Но, с другой стороны, есть опасность затеряться в большом хоре…

Есть люди, которые обречены на индивидуальное творчество, а есть те, кто обречен быть в коллективе, и коллективное мышление гораздо сильнее для этих людей. Если они заблуждаются и думают, что в одиночку справятся с чем-то, — это погибель. Зато когда они в коллективе — они просто красавцы, каждый светится. Как людям сказать, чтобы они это поняли?

В театре «Русская песня», который открыл уже семнадцатый сезон, работает порядка девяти коллективов — это же целый заповедник народной культуры!

Театр выполняет очень важную функцию — заключает соглашения о сотрудничестве с республиками и с регионами России по привлечению в Москву исполнителей традиционной культуры. Это программа, которую озвучивал Президент России, — поддерживать национальные традиции. Если раньше мы ездили друг к другу в гости, то сегодня из-за экономической ситуации мы не можем себе этого позволить, но регион раз в пять лет может себе позволить приехать в театр «Русская песня» — продемонстрировать свои яркие образцы, устроить пресс-конференцию, рассказать о быте, о том, что свойственно их региону, как живут, развиваются, воспитываются люди.

Но это не единственное, чем занимается ваш театр…

Также мы ставим масштабные музыкальные спектакли. Я пригласила Нину Чусову, удивительного режиссера, хорошо известного своим неожиданным, неординарным подходом к материалу. «Ночь перед Рождеством» по Гоголю — первый спектакль, который мы с ней сделали. В нем все основано на национальных традициях. Мы пригласили драматических актеров — Сергея Астахова, Федю Добронравова, Глеба Матвейчука, остальные артисты были наши, я в том числе. Паша Каплевич, совершенно гениальный художник, делал нам декорации, костюмы — вся сценография выполнена в модном формате 3D. Недавно с Ниной Чусовой выпустили спектакль «Бабий бунт» по произведениям Михаила Шолохову. Это совсем другая история, тут нет мистики, это жизнь народа, его история. И Гоголь, и Шолохов — писатели, имеющие отношение к народности, к народным традициям, поэтому мы и обращаемся к их произведениям. С моей давней подругой режиссером Любой Гречишниковой поставили совсем иной спектакль — «Россия, слово о тебе». Это некая оратория, где собирается «народный хор» из народных артистов: Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко, Дмитрий Харатьян, Ольга Волкова, Илзе Лиепа и, конечно, я вместе с ансамблем «Русская песня». Неплохая компания! Через произведения Чехова, Пушкина, Толстого, Есенина, через классические музыкальные произведения, через народную песню мы рассказываем историю нашей страны, нашей культуры.

Ваш зритель как-то изменился за эти сорок лет?

Изменился! Раньше было больше взрослых людей, а сейчас стало много молодежи. Я так радуюсь! Я понимаю почему. Та молодежь, которая взрослеет, начинает задумываться — на чем воспитывать своих детей, на что опираться. Опираться надо на традиции, которые были созданы нашими предками. Да, они интерпретированы, но все равно в них есть такое генетически важное зерно, которое дает потрясающие ростки. Я вижу, как искренне все это нравится молодежи.

Как вам кажется, ваш внук Георгий пойдет по вашим стопам?

Георгий еще маленький, ему шесть лет, но когда он станет постарше, я с радостью буду привлекать его к нашим спектаклям. Он и сейчас рвется на сцену, но пока неосознанно, ему просто нравится все это. Когда у нас проходил фестиваль, я вручала деткам призы, дипломы. Георгий сидел в зале, хлопал и никак не мог успокоиться, что он не на сцене. Потом сорвался с места, побежал за кулисы и стал спрашивать у организаторов, где букет для Надежды Бабкиной. Мне букет не предусматривался, ведь это я вручала букеты. Они ему нашли букет, он прибежал на сцену, вручил его мне и сказал: «Надя, это тебе!» и встал рядом со мной. То есть нашел повод быть на сцене и стоял там уже до конца. Я выходила кланяться — и он кланялся.

Вы не только певица, актриса и руководитель театра, но и политик — являетесь депутатом Мосгордумы.

Недавно я внесла в Московскую городскую Думу проект Федерального закона «О сохранении, изучении, использовании и популяризации нематериального культурного наследия народов России». Нематериальное культурное наследие — это духовный, культурный и интеллектуальный суверенитет страны, наша национальная идея и идентичность. Это то, что позволяет считать русского — русским, башкира — башкиром, бурята — бурятом. Когда мы подготовим все материалы, то вынесем закон на суд общественности — организуем общественные слушания, обсуждения, в которых примут участие деятели культуры всех регионов России. По итогам обсуждений еще раз подкорректируем все пункты и статьи закона. Мы хотим, чтобы наш закон не вызывал у деятелей культуры споров. Он должен быть максимально удобен и ­приемлем для всех.

Пока нет комментариев

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

ГК «Столица Нижний»ЖК Новая КузнечихаЖК «Цветы»ЖК «Седьмое небо»ЖК «Аквамарин»Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний»ТЦ «Этажи»ТЦ «Республика»ТРЦ «Фантастика»ТРЦ «Седьмое небо»ТРЦ «Жар-Птица»Журнал «Столица Нижний»Газета «Патриоты Нижнего»МК в Нижнем Новгороде
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 409

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной
службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):
Свидетельство Эл № ФС77-60833 от 25.02.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Created by GraphitPowered by TreeGraph