27 сентября 2016 года в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась выставка «На рубеже веков» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Экспозиция приурочена к 120-летию НГХМ и 120-летию проведения в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленной и художественной выставки.
Экспозиция включает 30 работ 25 известных русских художников, в том числе К. Коровина, М. Нестерова, И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова и других.
«Несмотря на то, что работ немного, по богатству и по количеству знаковых художников они дают нам представление о разнообразии художественной жизни России последней четверти XIX—начала XX веков», — отметила заместитель генерального директора НГХМ по научной работе Ирина Кузнецова.
Выставку «На рубеже веков» называют уникальной сразу по нескольким причинам. Во-первых, 10 работ из представленных в экспозиции выставлялись 120 лет назад в Нижнем Новгороде. Это, к примеру, панно «Базар у пристани в Архангельске» Коровина, «Свежий ветер» Левитана, «Осеннее утро» Мясоедова, «Обратный» Архипова и другие. По этим полотнам и по картинам других художников нижегородцы могут составить впечатление о масштабе той выставки и о разнообразии творческих поисков живописцев рубежа веков.
Во-вторых, галерея привезла в Нижний Новгород ряд полотен, которые представляют творчество художников немного под другим углом. Например, Григорий Мясоедов, писавший крестьянский быт, здесь представлен лирическим пейзажем «Осеннее утро». В данном случае музейную ценность представляет не только картина, но и рама золотистого цвета, которая придает особое обаяние самой работе.
Экспозиция включает и картину суровой северной природы кисти Исаака Левитана, и в то же время его «Свежий ветер. Волга», выполненный в мажорном настроении. Интересно, что именно после волжских пейзажей Левитан стал знаменит. Стоит обратить внимание на жанровую работу «Житейская проза» Василия Бакшеева, больше известного в качестве пейзажиста. В ней художник обратился к теме семейного конфликта и непонимания. Бакшеев мастерски выписал каждый образ: матери, отца и их дочери. О недавней ссоре напоминает и поза дочери, сидящей отвернувшись от родителей, и угрюмое выражение отцовского лица, и попытка матери отвлечься от происходящего за домашними делами. Светлые краски, которые мастер использовал в работе, внушают оптимизм, что в семье все наладится и ссора будет недолгой.
В-третьих, на примере работ из Третьяковской галереи нижегородцы могут увидеть особый подход мастеров рубежа веков к изображению человека. Как рассказала Ирина Кузнецова, в то время художники, в том числе В. Серов, Н. Касаткин и Н. Ярошенко, пытались стереть границу между изображаемым человеком и зрителем, поэтому взгляд натурщика устремлен прямо на аудиторию.
Кстати, как рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, галерея впервые выделяет для выставки в региональном музее большое количество работ, находящихся в постоянной экспозиции, например полотна Серова и Врубеля. А работа Врубеля «К ночи» и вовсе выставляется в Нижнем Новгороде впервые.
«Я честно скажу, некоторые из полотен, например Врубеля, выглядят здесь лучше, чем они выглядят в экспозиции Третьяковской галереи. Когда они вернутся обратно, мы обязательно поработаем по крайней мере со светом», — отметила она.
Ирина Кузнецова добавила, что за другую картину — панно Коровина «Базар у пристани в Архангельске» — Нижегородский музей соперничал с историческим музеем в Москве. В результате сторонам удалось договориться: ГИМ получил от НГХМ «Ковер-самолет» Васнецова, а художественный музей — картину Коровина.
Специально к этой выставке искусствоведы Третьяковской галереи и художественного музея подготовили параллельную программу. Нижегородцы смогут посетить бесплатные лекции о жизни и творчестве художников рубежа веков, об истории Третьяковской галереи и о жанрах в живописи рубежа веков. Билет на выставку в этом случае приобретается отдельно. Также по выходным будут организованы бесплатные экскурсии по экспозиции.