Лицо Парижа — это не Эйфелева башня, не круассаны с кофе, не Мулен Руж и не речные трамвайчики на Сене. Это все украшения. А лицо его похоже на портрет, который вдалеке кажется целостным, а присмотришься — и оказывается, он состоит из множества других, из тысяч, десятков тысяч портретов. Именно поэтому Париж — Город-Театр. А из всех возможных его декораций самая главная — это деловой Париж.
Общего делового стиля у французов нет и быть не может, каждый играет свою совершенно неповторимую роль. Возможно, поэтому у них отсутствуют рейтинги «самых влиятельных бизнесменов ... года» (хотя влиятельных бизнесменов больше, чем нужно). У них нет идолов. Они просто делают свое дело, в таком ритме и таким образом, как им больше нравится.
Тем не менее мне удалось выделить некоторые закономерности. Так, например, деловое общение редко ограничивается именно деловым общением. Недавно я ехала в метро в центр Парижа, напротив сидели трое — женщина и двое мужчин. Черно-белые костюмы, неброские, но дорогие украшения, очки, дорогие кожаные сумки — я даже удивилась, что они в общественном транспорте ехали. Первые пять минут они обсуждали прошедшее совещание (к слову, прошло оно замечательно). Но уже вскоре все трое смеялись над рассказами бизнес-леди о неловкости ее помощницы по дому. Грани между «деловым» и «дружеским» общением стираются настолько быстро, что порой это даже заметить сложно. Поэтому стоит быть начеку: если вы не хотите переходить эту тонкую грань, то держите темы разговоров исключительно в нужном русле. Для французов нормально вести бизнес с друзьями и дружить с теми, с кем они ведут бизнес. В русском же понимании это считается рецептом провала и главной помехой потенциально удачному предприятию.
Нет народа более динамичного, делового и более, если позволите, живого, чем французы. За столами парижских кафе вершатся судьбы людей, фирм, страны. Стоит только прислушаться, о чем и как они говорят, — и ты понимаешь, что от малейшей искры здесь вспыхнет Революция, что здесь решается судьба миллионов (миллионов людей и миллионов евро), что этот город не замирает ни на секунду. К ритму тоже нужно быть готовым. Дела решаются на бегу, в кафе, в метро, в такси, и только в исключительно глобальных и важных случаях — в офисе. Единственным исключением является Defence (Дефанс) — деловой квартал небоскребов и офисных зданий. Но Дефанс — это не Париж. Дэфанс — это отдельный маленький мир.
Парижане никогда не останавливаются, вечно куда-то спешат, решая на бегу вопросы государственной... простите, республиканской важности. Именно поэтому туристов очень легко отличить от парижан и вообще от французов, они очень редко вписываются в общий поток. Да и из толпы они тоже выделяются.
Парижский деловой стиль — это стиль «на скорую руку». Нигде в городе вы не найдете парижанку, которая встанет на час раньше, чтобы наложить четыре слоя макияжа и скорректировать малейшие детали образа. Она скорее наденет узкие джинсы, белую блузку, легкий пиджак и неизменный шарф, свободно «обнимающий» изящную шею. Минимальное количество украшений, никаких сложносочиненных причесок и объемная сумка, в которую ничего не нужно аккуратно укладывать. Вы будете просто шокированы, увидев мужчин в элегантных костюмах, которые разъезжают на велосипедах по центральным бульварам. Да, французы любят стиль, моду и все, что с этим связано. Но лоск и абсолютная, даже чопорная аккуратность — явно не их отличительная особенность. Вчера мне даже довелось увидеть молодого человека с деловым портфелем, в лаковых черных туфлях, лаконичной светлой рубашке и... бежевых бриджах. Все просто.
Но внешнего вида не хватит, чтобы описать деловой французский стиль. Нужна грация, если хотите — начиная от способности легко лавировать в разрозненной толпе, заканчивая умением элегантно заключать многомиллионные контракты в уличном кафе.
За три часа до восхода солнца город просыпается, и мгновенно распределяются роли на сегодняшний день. Двадцать минут на утренние сборы. Гаснет свет. Занавес открывается.