О стимулах. Я не знаю ни одного состоявшегося
бизнесмена, который начинал бы с романтической мечты. Все они работали, потому
что им нужно было элементарно выжить — прокормить семью, купить жилье. Вот и я
хотела быть журналисткой, но у меня была безнадежная ситуация — одна с двумя
детьми, без квартиры. Поэтому я и пошла в частную школу, думала: поработаю лет
десять, пока дети не вырастут, не пойдут учиться, а дальше уж буду самореализовываться. И вот уже девятнадцать лет я в школе.
И, кстати, теперь я могу заниматься журналистикой — в Bellissimo.
О деньгах. До того, как стать директором школы, я
ничего в своей жизни не продала, только дарила или раздавала. И вот мне нужно
было сказать родителям: «С вас три тысячи в месяц». А сама я тогда, работая на
двух ставках, получала шесть. Это было невероятно! Мне казалось, что за эти
деньги я должна была отдать им все, что только возможно! Понимание того, что
все имеет свою цену, пришло позже.
О правилах игры. Большинство родителей моих учеников
— успешные бизнесмены. И бизнесу они учили меня тем, что жестко включили в
систему равных себе. Никто не делал мне скидку — что с нее возьмешь, она же училка! Как сейчас мои коллеги-депутаты не делают скидку на
то, что я новичок, — не разбираюсь
в некоторых вопросах, не переношу грубой брани. Вышла в это пространство —
будь такой, как все!
О выгодах. Один наш большой предприниматель, великий
монополист, сказал мне: «Если кто-то скажет, что ты не бизнесмен, пусть
обращается ко мне». Я пришла к нему с выгодной сделкой: он платит за своего
ребенка за три года вперед, а я не повышаю ему плату. А у него миллиардные
обороты, для него не проблема заплатить и дороже! Но он понимает: если ты
умеешь считать и свою, и чужую выгоду, то ты уже бизнесмен.
Об уникальности. Я работаю там, где монополию имеет
государство, — практически все школы в нашей стране государственные. И я не
знаю других бизнесов, где предприниматель конкурировал бы с государством.
Поэтому мой опыт уникальный: мне приходится зарабатывать деньги там, где другие
плачутся, что им государство мало платит.
Об образе жизни. Одна моя подруга, которая живет на
деньги мужа и очень много на себя тратит, сказала мне: «Как я тебе завидую — у
тебя такая интересная жизнь, и ты на нее совсем не тратишься!». Мне дорого то,
что я создала образ жизни, который мне интересен.
О потребностях. Меня устраивает моя зарплата только
потому, что у меня достаточно скромные потребности. Если я немного подкручу
потребности — скажем, выезжать за границу не три раза в год, а пять, и покупать
вещи не на распродажах, а из новых коллекций, — то я тут же пойму, что мой
бизнес ничего не приносит.
О личном выборе. Двадцать четыре часа в сутки,
триста шестьдесят пять дней в году я должна думать: а хватит ли мне денег на
зарплату моим учителям, на коммунальные платежи. Но готова ли я уйти на другую
работу — с такой же зарплатой, но в надежной структуре? Думаю, что не готова. В
моей нынешней жизни есть свой драйв.
О предпринимательском таланте. В школе все мои
ученики в десятом классе обязательно защищают бизнес-проект. И когда они в
группе работают над этим проектом, сразу видно — кто генерирует идею, а кто
просто исполнитель. На обычном уроке этого не разглядишь. Способность
к предпринимательству — это способность к авантюризму,
способность посмотреть на вещи с другой стороны. Эти дети даются учителям
тяжело, зато они обязательно выдумают что-то новое.
О признании. Раньше я была гадким утенком — меня не
считали своей ни учителя, ни предприниматели. А теперь, как предприниматель, я
даю интервью бизнес-журналам, и на педагогических конференциях мои выступления
интересны коллегам-учителям. Теперь мне осталось законодателям доказать, что я
своя.