17 мая Нижегородский театр «Комедiя» представил публике новый спектакль «Прощальные гастроли» по произведению Ю. Эдлиса, поставленный режиссером из Москвы Ольгой Румянцевой на малой сцене театра. И хотя пьесе, рассказывающей о театральном закулисье советских времен с их идеологическими перипетиями, достаточно много лет, современному зрителю она оказалась интересной.
Итак, четыре актрисы одного провинциального театра едут в Москву на гастроли. Под стук колес в замкнутом пространстве купе кипят и бушуют страсти, надежды, разочарования, и слезы, и смех, и воспоминания. Перед нами настоящая кухня театрального закулисья, где открываются тайны давнего прошлого и невероятного настоящего. Героини Эдлиса и наивны, и трогательны, и смешны своей погруженностью в неосуществимые мечты.
Удача этого спектакля началась с распределения ролей: и артистка из самодеятельности на роли задорных крановщиц Светлана Бердникова, и Светлана Тюльпанова, тип женщины, для которой важен только успех, и Ольга Бубнова, классическая «Дездемона», и Ольга Удалова, «муза и совесть» любимого ими всеми режиссера — все актрисы настолько на своих местах, как будто роли написаны специально для них. А Александр Калугин — проводник, двигающийся в ритме «техно» привносит в спектакль и мысль о связи времен, и идею быстрого течения времени.
Темпо-ритм движения поезда тоже вносит в спектакль и напряжение, и скорость, с которой развиваются события этой истории четырех женщин — немолодых, одиноких, разочарованных, но до сих пор любящих своего режиссера и готовых за ним ехать куда угодно. Причем три из них – его жены, две бывшие и одна «действующая», потому что режиссер каждый раз женился на своих «музах». Женился на всех, кроме одной, самой старшей, своей первой героине. И именно к ней и ревнует «новая» жена своего супруга. Нет, не потому, что они когда-то вместе начинали карьеру, а потому что чувствует, что она – и есть его главная любовь.
Впрочем, все дело здесь в непреодолимой тяге к творчеству, к тому, чтобы сделать что-то стоящее в этой жизни, то есть после всех жизненных и сценических кривляний сыграть свою главную роль — саму себя. И вот эта магистральная мысль и драматурга и режиссера оказалась настолько созвучна зрителю, что они достаточно долго аплодировали стоя всей постановочной группе. Надеюсь, спектакль займет достойное место в репертуаре театра.
Текст: Елена Минская.
Фото: из архива театра «Комедiя».