Х | П |
ХохломаСтаринный русский народный промысел, зародившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Несмотря на традиционно темный фон, хохломская роспись выглядит ярко и нарядно, для создания рисунка, как правило, используются красная, жёлтая, оранжевая краски, а также немного зелёной и голубой. Кроме того, в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывают старообрядцам. Среди переселившихся на нижегородскую землю раскольников было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В XIX веке хохломские мотивы были еще достаточно просты, но уже в 30‑е годы XX века на основе лучших традиций росписи был создан новый орнамент. Современная роспись стала тоньше и сложнее по колориту и композиционному решению, усложнилась и техника исполнения. В начале XX столетия русские хохломские изделия проникают в отдаленные города Америки, Австралию и даже Африку. В наше время хохломской узор нередко можно увидеть на дизайнерской одежде, в оформлении предметов быта и техники и даже самолетов. | Павловопосадские шалиОдин из наиболее популярных русских народных промыслов. Производятся в городе Павловском Посаде Московской области, на «Павловопосадской платочной мануфактуре». Рисунок павловопосадских платков развивался от стандартных образцов, характерных для тканей московского региона и восходящих к восточными шалям (так называемый «турецкий узор»). С конца XIX века возникла тенденция к расширению ассортимента платков с натуралистическими цветочными мотивами, предпочтение стали отдавать садовым цветам, прежде всего розам и георгинам. В начале XX века происходит окончательное оформление стиля: объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка на чёрном или красном фоне, иногда с добавлением орнамента и стилизованных растительных элементов. Платки выполнялись из полупрозрачной или плотной шерстяной ткани. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства. Павловопосадские платки участвовали во многих знаменитых международных выставках: Промышленной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, парижской Всемирной художественно-промышленной выставке 1937 года, Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Одна из первых коллекций мэтра российской моды Вячеслава Зайцева была создана с использованием павловопосадских платков. Сейчас к этой теме обращаются модельеры Андрей Шаров, Наталья Колыхалова и дуэт Яны и Анастасии Шевченко. |
Д | |
| |
Дымковская игрушка(вятская игрушка, кировская игрушка) — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Аналоги дымковской игрушки отсутствуют. Использование широкой цветовой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали, или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, скоморохи, барыни. Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. В наши дни дымковские мотивы нередко используют дизайнеры, один из самых ярких примеров — летняя коллекция 2011 года Валентина Юдашкина «Русская жара». |