4 февраля 2015 года в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области открылась выставка «Веков связующая нить». В экспозиции представлены работы будущих реставраторов, которых обучают в Суздальском филиале Санкт-Петербургского университета культуры и искусства.
Суздальские экспонаты в помещениях музея выглядят невероятно гармонично. На деревянных полках за стеклом — традиционные народные головные уборы, иконы, книги в сложных переплетах. Рядом — деревянный столик с ажурной резьбой. На полу — тоже ажурное кружево, но уже из металла: массивная каминная решетка кажется воздушной из-за сложной декоративной ковки. Здесь есть подлинники, есть копии, а есть и современные авторские вещи, но ко всем этим работам руку приложили студенты Суздальского филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. Все это было сделано на занятиях. Вообще эта выставка — своеобразный отчет учебного заведения за 35 лет его существования.
Суздальские преподаватели, которые привезли в столицу Приволжья экспонаты, уверены: нижегородцам выставка «Веков связующая нить» наверняка будет понятна. «Это возрождение старинных традиций и одновременно развитие новых форм. Мы учим наших студентов восстанавливать и сохранять, но по выставке видно, что только на „консервации“ никто не останавливается», — рассказала на открытии заведующая производственными практиками Суздальского филиала СпбГУКИ Римма Высоцкая. И действительно, большая часть выставки — это уже авторские произведения, созданные «по мотивам». Например, несколько десятков украшений из серебра, эмали, драгоценных и полудрагоценных камней, а также рога. Кстати, если раньше работа с благородными металлами привлекала больше молодых людей, то теперь такую специализацию за редким исключением выбирают девушки.
Кроме авторских работ, на выставке есть и копии, выполненные на таком уровне, что от оригинала их отличит только профессионал. Отреставрированных предметов два: это волосник (шапочка из хлопка, в которую женщины прятали волосы и надевали под головной убор) и скрипка, сделанная на немецкой мануфактурной фабрике в 20-30-е годы прошлого столетия. Кстати, как восстанавливать струнные музыкальные инструменты, в России учат только в Суздале. Эту и еще одну скрипку, звучание которой гости выставки смогли оценить прямо на открытии, тоже восстанавливали студенты. Михаил Трояновский, под чьим руководством шла реставрация, рассказал журналистам историю появления у него этой скрипки: «Живя в русском городе, я очень хотел играть именно на русском инструменте. В Иванове мне дали скрипку 1906 года, у которой было очень много поломок. Четыре года назад мы со студентами ее полностью восстановили: у нее оказался очень красивый тембр, похожий на человеческий голос».
Выставка будет работать до конца марта. Заведующая Музеем истории художественных промыслов Нижегородской области Мария Пугачева уверена, что экспозиция будет интересна всем, а кому-то, возможно, поможет определиться с будущей профессией.
Текст: Марина Лукина.
Фото: Евгений Алексеев.