19 января 2015 года в Русском музее фотографии открылась выставка нижегородского фотографа Валерия Богатова под названием «Созерцание». Как признался автор, фотографией он увлекся в 15 лет, как и греблей на байдарках. В последнем своем хобби Богатов добился значительных успехов, став в 1969 году чемпионом Европы, а затем и четырехкратным чемпионом СССР.
Фотография для Валерия Богатова — не менее любимое занятие. Конечно, он снимает любимую Волгу и волжские просторы, делает снимки с тренировок и соревнований. Но Валерию Богатову подвластны и другие жанры: в экспозиции в большом количестве представлены пейзажи и портреты. При этом автор старается не только зафиксировать красоту природы, ему важно показать, в какой борьбе существует жизнь. Так, на одном из фото изображен бесхитростный пейзаж: через хвою ели видно текущую речку. Кажется, все, кто когда-либо бывал на природе, наблюдали подобное. Однако Валерий Богатов на своем пейзаже оставляет для зрителя несколько цветовых подсказок. Голубое небо вверху и темно-синяя река внизу, осенние, пожелтевшие деревья справа и вечнозеленая лапа ели слева — природа на фотографиях автора существует в вечном противостоянии. Одно живет, другое умирает, времена года чередуются и оставляют отпечаток на всем вокруг. По густой синей краске воды понимаешь, что река студеная, холодная, желтый свет на листьях деревьев обманчив, а небо светло лишь ненадолго: это последние теплые деньки лета перед глубокой дождливой осенью.
Валерий Богатов и директор Русского музея фотографии Вера Тарасова
Вообще тема времени — сквозная для произведений Богатова. Автор признался, что сначала хотел назвать экспозицию «В плену у времени». Это название объединило бы и разные годы создания снимков, и его любовь к разным временам года, к старине. «Мне очень нравятся сумерки, — говорит автор. — Это „пограничие“ длится всего 10-15 минут, зажигаются огни, темнеет небо, и город становится сказочным. В сумерках это просто фантастический сюжет. Такие моменты очень трудно поймать. Важно быть в нужном месте в нужное время».
Немалую часть экспозиции занимают портреты: друзей, коллег по цеху, девушек. По словам автора, перед съемкой очень важно пообщаться с человеком, приметить его любимые позы, жесты. В такие моменты зачастую и создаются лучшие фотографии. Но автор считает, что его лучший снимок все еще впереди. Когда живешь с таким ощущением предчувствия совершенной фотографии, все снимки получаются более интересными.
Увидеть фотографии Валерия Богатова нижегородцы и гости города смогут до 1 февраля 2015 года.
Текст: Светлана Чернова.
Фото: Михаил Солунин.