Так уж получилось, что Год культуры стал для меня очень важным в профессиональном плане. 11 ноября я получила известие, что школа имени Ломоносова аккредитована по программам начального образования (PYP) в системе школ международного бакалавриата (IB). Это для нас значит очень многое: и документы о начальном образовании международного образца, и профессиональное развитие учителей в соответствии с лучшими мировыми образовательными трендами, и вхождение в Ассоциацию британских IB-школ, и мое личное участие в Ассоциации директоров международных школ, и, наконец, возможность посоревноваться за звание лучшей российской IB-школы! Их, кстати, сегодня всего около двух десятков из шести тысяч по всему миру…
А начиналось все три года назад именно с… бесед о культуре. О том, что образование, которое не направлено на создание общества высокой культуры, не может быть образованием XXI века. Гуманитарного по своей сути. О том, что свобода связана с ответственностью, а та предполагает выбор действия. Об экологии нашего общества, в котором уже назрели серьезные проблемы с ценностями и убеждениями. Общества, где маленькие дети настолько «свободны», что не верят в чудеса и неизбежную победу добра над злом, но твердо знают, что главные из свобод: картошка фри и «фри» Wi-Fi. О том, что умение слушать музыку, рисовать и танцевать не менее важно, чем точные знания. О ужас! В обществе, где незнание основных законов физики и математики (вместе с алгеброй и геометрией, тригонометрией и началами анализа) автоматически приравнивалось к тотальному бескультурью и невежеству.
При этом про гениального Пушкина, не очень дружного в ранней лицейской юности с математикой, мы стыдливо умалчивали… А самым сложным для нас было представить, что настоящие чувства, как и настоящие произведения искусства, рождаются не из правильных учебников и пошаговых инструкций, а часто из того, что мы называем «сором», ошибочно полагая, что таковым является поток неуместных «детских»вопросов, наивных стишков и сказочек, невнятных записей в дневниках. А ведь учили же, помнили хрестоматийное: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..». Помните? Анна Андреевна Ахматова! Мы, кстати, воплотили гениальную идею нижегородского художника Максима Приданова, поместив детские рисунки в «музейные» рамы, чтобы получилась уникальная выставка с невероятной энергетикой. О том, наконец, что пора перестать говорить просто о работе, а начать рассуждать о служении. Служении как добровольном подчинении интересам личности, ее потребности в самореализации и самоуважении. О том, что «стыдно» — это важно для оценки опыта, а развитие этого чувства почти гарантированно приведет нас к настоящей интеллигентности, а не показной манерности. Наконец, о том, что опыт школьной жизни — уникальная и единственная возможность усвоить культурный опыт тысячелетий без тех трагических событий, которые способствовали его усвоению человечеством.
Мой воображаемый друг и собеседник, мой учитель и герой, с кем я полемизировала и чьим советам следовала, оказывается, все это время существовал в реальности. Юрий Михайлович Лотман, литературовед, культуролог, семиотик, замечательный ученый прошлого уже века… Его удивительная книга «Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий» до сих пор на полке основательно «прочитанных» мной книг. С закладками, пометками и вопросами. А я забыла про нее. Я искала аргументы для себя и коллег, заставляющие нас пересмотреть заново наши подходы к обучению и воспитанию, включающие и личный опыт, и опыт нашей любимой школы, больше 22 лет работающей как авторская и инновационная по типу, но очень консервативная и традиционная по сути. Искала в аутентичных книгах британских авторов, не зная, что Лотман был при жизни членом-корреспондентом Британской академии наук! Так вот прекрасный и великодушный Юрий Михайлович, со своими статьями и телепрограммами с соответствующим названием «Беседы о культуре», бережно расставил все по своим местам.
Российская культура, как и российская школа, может и должна, усваивая опыт других народов и культур, становиться международной. С тем чтобы яснее осознать свою уникальность. И гордиться ею. И обучать ей всех, кто любит и хочет учиться.
P. S. Интересно, что мой «умнееменя» компьютер уже три раза поправил мне Лотман на лоцман. Нет, уже четыре…