Захар Прилепин
Захар Прилепин
Писатель, журналист, политик

20.09.2014 10:33:00Желтая кофта всегда в моде




    Мода книжная или мода музыкальная у консервативных, очень взрослых и строгих людей зачастую вызывает отторжение. Люди предпочитают ценности, «устоявшиеся во времени». В этом есть свой резон — их поведение несуетливо, не сулит ошибок и разочарований.



    «Я не читаю этих… новых. Порнография одна. Лучше еще раз Бунина перечитаю». (Бунина можно при этом не перечитывать, главное — представить позицию, поставить себя над.) «Мне нравится Иосиф Кобзон, вот это — певец». (И никто не спорит.) «Мне мила группа "Воскресенье", все остальное — кривлянье, а вот это — обо мне, уже четверть века слушаю». (И «Воскресение»  тоже хорошо.) А еще надежнее — идти дальше вглубь: Клавдия Шульженко, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская. Они точно не подведут.



    Александр Вертинский опять же — единственный исполнитель песен, который актуален уже, представьте себе, сто лет! Обычно певца хватает на одно-два десятилетия, потом его образ начинает размываться, осыпаться, таять. А пиратские диски Вертинского, первые записи которого датируются 1914 годом, можно легко найти на развалах mp3 (диск выше — Билан, диск ниже — Высоцкий), про него собирается снимать кино Дуня Смирнова, его перепевают Александр Скляр, Гребенщиков и Богушевская, его песни крутят радиостанции, только что вышел отличный альбом ремиксов на Вертинского. Наконец, мои дети знают его гениальные шансонетки наизусть. Приятно иметь дело с таким устоявшимся именем. Это не какая-то там «мода».



    Дело, однако, в том, что Вертинский в свое время был именно что моден. Мало того, любить его песенки считалось признаком дурного вкуса. В мемуарах поэта Владимира Пяста о Есенине встречается такой разговор: «Вы что, любите Вертинского?» — спрашивает Пяст Есенина удивленно и чуть разочарованно. — «Да, очень», — отвечает Сергей Александрович, улыбаясь: вот, мол, угораздило.



    Впрочем, Есенин сам был модным, и мало того, желал быть модным. Анатолий Мариенгоф, другой модный поэт и, кстати, наш земляк, нижегородец, вспоминал, как Есенин завидовал славе Шаляпина: увидел однажды, как великий бас вышел из пролетки, все вокруг ахнули: «Это он! Это он!» — у Есенина дыхание остановилось: он тоже хотел быть таким же.



    



    Есенин хотел этой славы и когда сначала ходил по светским салонам Петербурга в деревенской поддевке, разыгрывая из себя крестьянского Леля (и порой на заказ исполняя под тальянку похабные частушки — только свет просил выключить), и когда на пару с Мариенгофом переоделся в лаковые башмаки, цилиндр и стал заказывать вещи у лучшего портного Москвы. И, собственно, получил, чего желал: когда Есенин вернулся в 1923 году из поездки в Европу и США, его выступления охраняла конная милиция — такие колоссальные толпы шли слушать поэта.



    Маяковский тоже был модным и желал быть модным, то есть: услышанным, читаемым, признанным, — просто сначала для этого ходил в желтой кофте, потом создал Левый фронт искусства, а затем вступил в самую жесткую большевистскую литературную организацию РАПП. А как он был огорчен в самом начале этого пути — когда в 1918 году проиграл звание «Короля поэтов» другому модному персонажу — поэту Игорю Северянину, напевавшему свои стихи на музыку слащавых опереток той поры. «Короли нынче не в моде!» — бросил Маяковский после конкурса. Если б выиграл сам — так не сказал бы. Маяковский, конечно же, огромная величина — но кто теперь рискнет упрекнуть Северянина в том, что студенты и курсистки любили его больше? Северянин тоже был огромный талант, даром что его ругал Лев Толстой за пошлость. Льву Толстому можно — он был не просто титан, он при жизни стал самым читаемым и модным писателем не страны, а целого мира.



    Блажен не только тот, кто хранит традиционные ценности и ориентируется на них, а тот, кто вовремя понимает: вот стихи и вот музыка, вот картины и вот рассказы, которые останутся надолго, которые будут классикой. Для этого надо иметь привычку слушать и вслушиваться, читать и зачитываться — и ты будешь вознагражден первым. Пока все остальные говорят, что нет ничего лучше романсов Чайковского (к которому при жизни, кстати говоря, было модно относится снисходительно) — вы уже поняли, с кем имеете дело, услышав первые романсы Свиридова (к которому в иных кругах и по сей день принято относиться скептически).



    Пока люди твердят, что лучше Фета и Надсона не может быть ничего, вы уже услышали молодого, наглого, отвратительно себя ведущего, к тому же беззубого Маяковского, и поставили себе галочку: «гений» — хотя вокруг вас все говорили: это просто мерзость, он просто хам, куда мы катимся!



    Какое удовольствие первым разглядеть Высоцкого — о котором писались разносные статьи как про образчик дурного, почти уголовного вкуса — и вовсе не потому, что советская власть желала «травить» барда, а просто потому, что она как раз была консервативна и консервативные ценности хранила бережно. Иногда — слишком бережно. Какая удача первым, еще году в 1976‑м, ну, в крайнем случае 80‑м, догадаться, что такое Борис Гребенщиков: не какой-то безумный, изгнанный из университета студент, сочиняющий полную ахинею, а удивительного дара человек, который воспитает своими песнями несколько поколений новейшей интеллигенции. Другой вопрос, что такие разнородные личности и творцы, как Вертинский, Маяковский, Есенин, Высоцкий или Гребенщиков, переживая периоды ошеломительной и еще, слава богу, прижизненной моды на то, что они делали, — руководствовались при всех своих желтых кофтах, цилиндрах, костюмах Пьеро, французских женах и прочих закидонах — далеко не только желанием быть в фаворе, быть в моде. Да, они хотели бы услышанными и неплохо владели навыками того, что сегодня назвали бы PR или даже «самопиар», — но им, конечно же, было что сообщить. Помимо очевидного (хоть и безусловно несравнимого по масштабу в каждом отдельном случае) дара эти люди обладали (и обладают, вне зависимости от пребывания среди нас) другими важными чертами: чувством приобщенности к своей Родине и к своему языку, истинной религиозностью и высоким нравственным чувством, удивительно понятным национальным характером и близостью к существу народа.



    Примеры здесь можно приводить еще долго. Суть сводится к одному: всем им было на что надеть цилиндр. Под желтой кофтой там была спрятана огромная душа и трепетное сердце. Нынче, как и во все прежние времена, отдельные люди стремятся подвести глаза и выглядеть как Пьеро, но при этом «Ваши пальцы пахнут ладаном» у них все равно не получается. Другие готовы обрядиться в желтую кофту, но вообще не знают, что такое «Флейта-позвоночник». Третьи рады примерить цилиндр и лаковые башмаки, но никогда не сочинят «Дорогая, сядем рядом…» или «Исповедь хулигана». Иные могут жениться на актрисе, а «Коней привередливых» оседлать не смогут все равно никогда. Выворачиваются наизнанку — а «Калину красную» снять не в состоянии. Желтую кофту не стоит надевать на пустое место. Снимаешь кофту — и ничего не останется.



    Однако если мы заранее пугаемся шума людского и моды, взрывного поведения и юной забубенности, предпочитая «проверенные ценности», мы рискуем остаться в дураках и при жизни Маяковского — Маяковского не узнать, и при жизни Вертинского — Вертинского не услышать, при жизни Шукшина — Шукшина не посмотреть. А только ходить туда-сюда и повторять с насупленным видом — помните, как у Экзюпери? — «Я человек серьезный, я человек серьезный…» Не стоит забывать, что самые больше глупости совершаются с самым серьезным видом. Больше доверчивости, больше легкомыслия, больше интереса к миру и открытости. Как у Пушкина. Как у Моцарта. Еще, кстати, два модных персонажа.



     



    Вы знаете, в свое время пришел на землю один хороший человек и принес весть. И о нем стали говорить. Передавать слова его из уст в уста. Но были и в те времена серьезные и строгие люди, которые посчитали, что никому не нужен Новый Завет, когда и так уже есть Ветхий. И где теперь эти серьезные люди? Ах, какие ошибки случаются у серьезных людей.


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412