Разрешите первый вопрос задать в духе Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа»: «Скажите, что сейчас носят?» Например, сейчас все обсуждают новое направление — «нормкор», значит, можно сказать, что на пике — безликая, но комфортная одежда?
Я бы не сказал, что в моде безликая одежда. Сегодня на самом пике моды находятся так называемые интеллектуальные марки, которые производят одежду не кричащую, но стильную, отличающуюся только кажущейся простотой кроя, а на самом деле отрицающую вычурность и вульгарность. Такую одежду создает, например, Кирилл Гасилин. Он — один из самых продаваемых и востребованных на сегодня российских дизайнеров, его интеллектуальный подход в создании одежды полюбился тысячам московских модниц. И, конечно, умный шик оставил далеко позади стиль, прозванный путинским гламуром, чему я несказанно рад.
А что будут носить в новом, наступающем сезоне?
В моде аскетизм, графичность и андрогинность образов. Приходит эпоха свободы, вдохновением дизайнерам служит одежда семидесятых, смесь панка, рок-н‑ролла и стиля хиппи.
Кстати, а на фоне последних политических событий не ослабел ли интерес к моде? Все-таки на повестке дня — очень серьезные проблемы.
Двадцать четыре часа в сутки из телевизора, радиоприемника, Интернета, газет и журналов мы слышим только о войне, санкциях, железном занавесе и перестрелках. Людям необходимо переключаться, иначе, выражаясь простым языком, поедет крыша. Поэтому так популярны мои мастер-классы. Женщины приходят не только затем, чтобы узнать для себя что-то новое из истории моды, но и для отдохновения — послушать красивый рассказ, окунуться в атмосферу сказочного мира haute couture, посмотреть на красивые слайды, которыми я сопровождаю свое повествование. Мода — это искусство, а искусство выше политики. И я искренне радуюсь, что со мной вместе это понимают тысячи и тысячи женщин, которых я вижу на своих лекциях.
Известно, что у каждой эпохи — своя икона стиля, которая передает дух этого времени. Кто, на ваш взгляд, сейчас является воплощением нашего времени?
Икона стиля не должна выражать настроение времени, иконе стиля необходимо быть харизматичной личностью и служить примером для масс. В России на сегодняшний день нет такой женщины, с которой хотелось бы брать пример.
А что мужчины? Многие наши соотечественники обиделись на фразу Карла Лагерфельда о том, что в России живут очень красивые женщины и очень страшные мужчины. Неужели все так плохо?
Стиль современного мужчины — это три «Т»: тапочки, тахта и телевизор. Поэтому сказать, что Лагерфельд совсем не прав, было бы лукавством с моей стороны. Мужчинам неинтересно наряжаться. Отсутствие интереса к внешнему виду у сильной половины человечества продиктовано их привилегированным положением — их меньше, чем женщин. А любой нормальной женщине нужен мужчина в доме, хотя бы для запаха. Поэтому, какой бы стильной и элегантной ни была женщина, помыкавшись одна, она берет любого представителя мужского пола — лишь бы был. Зачем же в таком случае мужчинам следить за своим внешним видом?
А мужские иконы стиля у нас есть?
К счастью, из известных персон сегодня никто не отражает описанный мной стиль современного мужчины. Стильных много. Не буду оригинален, если приведу в пример Федора Бондарчука. Но разве он отражает стиль современного мужчины? Он транслирует образ уверенного в себе человека, состоятельного, успешного, обладающего хорошим вкусом. При чем же здесь современные мужчины, которые выбирают тапочки, тахту и телевизор?
Некоторое время назад нижегородцы очень обсуждали ваше выступление на нашем конкурсе молодых дизайнеров, когда вы жестко раскритиковали их работы. Скажите, с модой в российской провинции действительно все так плохо?
Сегодня в провинции одеваются так же, как и в столицах. Большинство жителей Москвы и Петербурга — те же провинциалы, которые чуточку разбогатели или не разбогатели, а просто ищут удачи в крупных городах. И одеваются они так же, как у себя в Брянске и Курске. Нет особых отличий, если учесть, что в Москве вся эта одежда в два-три раза дороже, чем у вас. Новокузнецк, впрочем, как и весь мир, Китай одевает. Бывают города, где есть свое представление о прекрасном, там есть свои львицы, свои «иконки стиля», которые хороши тем, что являются владелицами салона красоты или цветов, и они считаются королевами подиума в небольшом городе. Это проблема не России, это проблема любой провинции. В маленьких городках свое представление, потому что там мало художественных выставок, мало гастролей, мало светской жизни; телевидение и глянцевые журналы для женщин часто являются средством информации. Они копируют то, что видят, и это им кажется приемлемым. Я много езжу по провинциям, но, возможно, не таким мелким городам. Меня обычно приглашают в миллионники. Может, тот, кто живет в миллионниках, себя в провинции не чувствует, потому что трудно назвать провинцией Иркутск или Новосибирск, так как там есть достаточно богатых людей, личностей, которые много путешествуют. В любом случае я считаю, что перемены огромные, мы не имеем права всех осудить, все имеют право на интересную жизнь, на прекрасное счастье. Старайтесь разнообразить ваш кругозор книгами, путешествиями, музыкой.
Этот вопрос часто задают модельерам и стилистам, поэтому хотелось бы узнать ваше мнение. Если бы гардероб пришлось ограничить всего десятью вещами, что это за вещи должны быть?
Необходимый минимум для женщин — темно-синие джинсы, сидящие по фигуре, черное платье-футляр, белая рубашка, тренч, туфли-лодочки, жакет, юбка-карандаш, брючный классический костюм, кашемировое пальто, вечернее платье.
А мужской минимум?
Для мужчин — классическая белая сорочка, темно-синие джинсы, синий блейзер, спортивная обувь, черный джемпер, нейтральные брюки, черные туфли, пальто, мокасины, часы.
Вопрос о вашем личном стиле — он довольно узнаваем: обязательный пышный шарф, крупные украшения… Как он появился?
Хочу сказать, что, будучи космополитом в некотором роде, мне пришлось много работать и в Китае, и в Японии, и в Турции, путешествовать по всем странам Южной Америки, Северной Африки, Европы, Северной Америки. Поэтому различные вкрапления культур, как восточной, так и западной, присутствуют в моем гардеробе. Мне нравится коллекционировать, я побывал уже в пятидесяти восьми или пятидесяти девяти странах мира, работал в тридцати шести. Неудивительно, что каждая культура оставляет какое-то наслоение на моем взгляде на одежду.
Говорят, о характере человека можно судить по тому, как он выглядит, когда его никто не видит. Очень ли отличается ваш повседневный облик от медийного?
Как пасхальное яйцо я выгляжу только на телеэкране. В повседневной жизни у меня нет тяги к бесконечным переодеваниям. Мне нравится богемно-аристократический стиль, и я путешествую с большим чемоданом. Но обращаю внимание и на страну, в которую приезжаю. Когда нахожусь во Франции, где не принято одеваться броско, предпочитаю простые пуловеры и брюки. Особенно когда иду на блошиный рынок, иначе цены сразу подскочат (смеется).
Интервью: Сергей Костенко
Фото из личного архива Александра Васильева