Эко — практически человек эпохи Возрождения: и писатель, и философ, и историк. Жаль, что нам он известен в первую очередь как автор детективных романов. Его новая книга призвана пробудить нашу фантазию, в ней рассказано местах, которых нет, но очень хочется, чтобы они были, — от Эдема до Атлантиды, и о местах, которых никогда не было, но мы не сомневаемся в их реальности, — от замка Дракулы до дома, где жил Ниро Вульф. Здесь и библейские земли — Земной Рай и страна царицы Савской, и крепость Аламут, где витает тень легендарных ассасинов, и аббатство Гластонбери, неразрывно связанное с мифом о Граале. Есть и знаменитая парижская церковь Сен-Сюльпис, к которой после «Кода да Винчи» Дэна Брауна стекаются толпы любителей тайн. Фактически это энциклопедия мифической географии, рассказ о легендарных землях, в существование которых верили или до сих пор верят массы людей. Историю этих иллюзий и исследует Умберто Эко, а рассказ его, как всегда, дополняют литературная антология и множество иллюстраций.
Самый известный у нас роман Паланика — «Бойцовский клуб» — как вы помните, о том, как человек создает вторую реальность, где он — не забитый жизнью мелкий служащий, а брутальный мачо. В последнее время вымыслы Паланика становятся все более инфернальными, уводя нас в мир даже не фантастический, а прямиком в загробный. С его тринадцатилетней героиней Мэдисон Спенсер читатели уже познакомились в бестселлере «Проклятые». Покончив с собой, Мэдисон оказывается в самом настоящем Аду, где у нее появляются друзья, а также страстное желание выбраться в более приятное место. Во второй книге на смену Аду приходит Чистилище, очень похожее на известную девочке Землю. А еще, оказавшись на Земле в Хеллоуин, призрачная Мэдисон вынуждена задержаться в местах, где выросла и откуда ушла по своей собственной воле. И, конечно же, героями романа станут жители Ада и Чистилища, а также тот, кто мечтает всем этим управлять, — самый главный обманщик, шарлатан и мастер манипуляций.
Это последний роман знаменитой британской писательницы, причем последний в самом буквальном смысле слова — в апреле этого года Таунсенд не стало. Книга, как и обычно у нее, получилась мудрая, смешная и одновременно печальная. Главная героиня осуществляет то, о чем мечтает почти каждый из нас, — забраться в кровать и забыть обо всем на свете. Ее муж расстроен столь возмутительным поведением. Кто приготовит обед? И вымоет унитаз? А тем временем под ее окнами собираются толпы фанатов, жаждущих увидеть эту удивительную женщину, которую даже считают святой. А она со своей кровати видит теперь мир совсем иным, и всех людей она теперь воспринимает иначе, да и себя тоже… Именно за это и любят Таунсенд: ее герои, балансируя на грани полной нелепости, умудряются оставаться живыми и правдоподобными. Как никто она умела показать абсурдность повседневности, но при этом не позволяла читателю почувствовать себя угнетенным или оскорбленным.
Благодаря Басинскому многие наши современники вновь открыли для себя классические русские романы, которые последний раз перечитывали, наверное, еще в школе, готовя шпаргалки к экзаменам. В последние несколько лет вышли исследования Басинского о Горьком и Толстом, ставшие бестселлерами — удивительное дело для литературоведческих трудов. В сборнике «Скрипач не нужен» он делает наброски литературных портретов, рассуждает о нашумевших книгах, рассказывает о классиках и современниках — от Пушкина до Прилепина. Почему не встретились Толстой и Достоевский? Что общего между «Мифом о Сизифе» Камю и поэмой «Человек» Горького? В чем секрет успеха Бориса Акунина и почему последние романы Виктора Пелевина не обязательно дочитывать до конца? Если этот сборник не пробудит в вас желание читать, то хотя бы привьет современный взгляд на литературу и снабдит сведениями, просто необходимыми любому интеллигентному человеку.