Сатира, гипербола, бурлеск, а иногда и откровенная фривольность – так можно охарактеризовать литературный метод Джона Гея. Основной гражданской задачей драматурга, которую он ставил при создании «Оперы нищего», стала глубокая критика политической и социальной жизни Англии XVIII века. А в творческом смысле Гей сделал попытку «перещеголять» модную в то время итальянскую оперу со всеми ее штампами, «ласточками», «пчелками» и «голубками». И вот, через триста лет перед нижегородскими зрителями предстает жизнь английского криминалитета, прочитанная сегодня и обретшая современное звучание. «Опера нищих» — так называется спектакль, премьера которого состоялась 22 апреля 2014 года в Нижегородском государственном академическом театре драмы имени М. Горького.
Острая гротескная комедия, балансирующая на грани эксцентрики — так обозначили жанр спектакля его создатели, что неудивительно: пьеса о ворах, проститутках и бандитах именно в таком стиле и написана автором. Для такой постановки известным московским театральным художником Андреем Климовым было найдено очень грамотное и талантливое сценографическое решение: передвижные агрессивные конструкции на колесах то играют роль огромных сундуков, то становятся столами, то пьедесталами, на которых исполняются некоторые вокальные номера.
Композитор Михаил Хейфец написал к спектаклю более 30 сонгов (музыкальных номеров), которые ровно и качественно исполнены. Один из таких номеров — «Чмок-чмок, дзынь-дзынь» — запоминается, пожалуй, больше других. Эта песенка девушек, «торгующих любовью», была исполнена мужской частью труппы настолько искрометно, что была встречена небывалыми аплодисментами. Песня внесла оживление в событийность первого акта, несколько затянутого, на мой взгляд, многословными статичными диалогами, в которых проводилась параллель между правительственными кругами и преступными элементами.
Одной из творческих удач спектакля стали яркие костюмы, созданные, по выражению режиссера Вадима Данцигера, в стилистике «истлевшего гламура». Рыжие парики, алые губы, не слишком новые кружева, видимо, радовавшие не одну хозяйку — все эти художественные детали становятся частью женских образов обитательниц «дна». А кроваво-красный костюм главного героя, Макхита, не только производит сильное впечатление, но и временами становится центральной точкой мизансценирования.
Актер Александр Сучков сыграл роль руководителя шайки и главного покорителя женских сердец достаточно убедительно. А вот главное признание вместе с аплодисментами достались молодому актеру Павлу Ушакову, который в числе так называемого «хора», сыграл и члена шайки, и заключенного, и «девушку легкого поведения» — все это он сделал легко, зажигательно и по всем правилам эксцентрики. Смею предположить, что этого актера ждут еще и большие роли, и большой успех.
Спектакль в целом получился необычным, даже по-своему оригинальным, но быть ли ему фаворитом театрального сезона, как всегда, решат зрители.
Текст: Елена Минская.
Фото: Георгий Ахадов, из архива Нижегородского государственного академического театра драмы имени М. Горького.