В Нижнем Новгороде завершился фестиваль-лаборатория «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий». Шесть нижегородских режиссеров представили свои постановки на сцене Дома Актера.
Одним из участников фестиваля стал спектакль «Я – Фейербах» в постановке начинающего режиссера из Нижегородского театра «Комедiя» Дмитрия Крюкова.
Это дипломная работа Дмитрия, поэтому выбор пьесы вполне объясним. Танкред Дорст действительно подробно, достоверно и с большой любовью в этой пьесе описал и всю театральную «кухню», и актерские переживания и перипетии, и частые депрессии артистов. Ему, как актеру, все это близко и знакомо. Понятен также подбор актеров. Тут режиссер решил привлечь «тяжелую артиллерию»: в постановке задействованы сразу два заслуженных артиста России — Владимир Маркотенко и Ольга Удалова.
Работа Владимира Маркотенко заслуживает как минимум творческого уважения: 75 минут в режиме практически моноспектакля проживать судьбу «потерянного человека в пустой комнате без окон», как сказал о герое Дорст, — это не просто поступок, это риск, причем даже для такого признанного профи. Героиня Ольги Удаловой — некая дама с собакой — присутствует на сцене только «пунктирно», а ассистент, с которым ведет диалог господин Фейербах, в пространстве не появляется вообще, он звучит в динамике. Да и пространство само по себе, мягко говоря, неказисто — стремянка и стул. Вот тут-то и разыгрывается вся трагедия человека, пришедшего на свой, видимо последний, кастинг, человека, который должен лишиться уверенности в себе, забыть все, чему учился, и все, чего достиг. Семь лет лечебницы, отказы во всех театрах под предлогом, что он неуравновешенный чудак, пособие, одиночество — «Кто я? Я – человек нуль!».
«Я лишу себя жизни, если не получу эту роль!» — эта ключевая фраза всей пьесы, отчасти объясняющая образ персонажа, звучит настолько правдиво, что зал, перед тем как взорваться аплодисментами, замирает почти на целую минуту. Ну, а потом — вполне заслуженные крики «Браво!»
Текст: Елена Минская.