В Нижнем Новгороде завершился фестиваль-лаборатория «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий». Шесть нижегородских режиссеров представили свои постановки на сцене Дома Актера.
Одним из участников фестиваля стал спектакль «В ожидании Годо» в постановке режиссера Нижегородского театра «Комедiя» Руслана Кутлыева.
Размер творческих амбиций начинающего режиссера ошеломляет сразу. Ведь, несмотря на то, что Сэмюэль Беккет начал писать «В ожидании Годо» для того, чтобы отвлечься от прозы, которая ему перестала удаваться, эта пьеса признана одним из самых значительных драматических произведений XX века, оказавших большое влияние на всю последующую драматургию.
Сюжет не поддается однозначному толкованию. Зритель по своему усмотрению определяет Годо как конкретное лицо, как Бога, как Смерть — варианты бесконечны. И в этом случае требуется действительно эффектное режиссерское решение, обычным мизансценированием, то есть, перемещением актеров по сцене здесь не обойдешься.
Это решение, надо заметить, весьма убедительное, Руслан Култыев нашел, как минимум, сценографически. Дерево, у которого герои так и не дождались мистического Годо, представляет собой достаточно мощную агрессивную на вид конструкцию из цепей. При этом мы видим цепи на шеях героев, и цепь, на которой находится слуга Лакки. Все это сразу создает впечатление добровольной «прикованности» героев к этому месту, к своему ненавистному ожиданию, которое и составляет собственно всю их жизнь. Они ждут Годо, встреча с которым внесет смысл в их бессмысленное существование и хоть как-то укроет от угроз агрессивного мира.
Холодная жесткость бытия передается и цветовым решением костюмов: серо-стальные лаконичные плащи и котелки — все это на черном бархате сценического пространства смотрится эффектно и производит впечатление, действительно достойное Беккета.
Режиссерского замысла достойны и актеры. Блестяще сыграла свою роль Марина Замыслова. Лакки в ее исполнении практически взорвал зрительный зал шквалом оваций. Остроумная пародия на все ученые диссертации, на научные статьи — в общем весь литературный постмодернизм Беккета был передан безупречно.
Спектакль «В ожидании Годо» в постановке режиссера Нижегородского театра «Комедiя» Руслана Кутлыева, на мой взгляд, стал одним из явных фаворитов фестиваля и заслуживает высокой награды.
Текст: Елена Минская.