Новости

25.03.2014 13:38:00Опыт драматических изысканий №3: «Посторонний» Александра Ряписова

Опыт драматических изысканий №3: «Посторонний» Александра Ряписова


    В Нижнем Новгороде завершился фестиваль-лаборатория «Школа Современного Театра. Опыт драматических изысканий». Шесть нижегородских режиссеров представили свои постановки на сцене Дома Актера.



    Одним из участников фестиваля стал спектакль «Посторонний» по одноименному произведению А. Камю в постановке Александра Ряписова.



    С первых же минут действия становится понятно, что о пышной сценографии речи быть не может, где ж ей развернуться в «спартанской» обстановке тюремной камеры? Минимализм здесь вполне уместен. С точки зрения цветового решения спектакль можно охарактеризовать как черно-белую классику. Для моноспектакля крайне важны не столько красочные элементы сценографии, сколько яркие и разнообразные эмоции, нестандартные режиссерские ходы, драматургические находки и, конечно, сам текст. Это тем более важно, когда за основу берется произведение Камю, этого «столпа экзистенциализма», который одним из первых показал абсурдность самой жизни.



    Один из французских критиков писал о герое «Постороннего»: «Если Мерсо — это человек, то человеческая жизнь невозможна». Загадка Мерсо в том и заключается, что это действительно образ, отчасти связанный с абсурдизмом. Может быть, это и делает текст повести абсолютно несценичным. Драматургу Михаилу Тяжеву удалось так выстроить мизансцены, грамотно меняя местами некоторые эпизоды и при этом сохраняя авторскую логику монолога, что текст стал вполне сценичным и при этом сохранил авторскую тональность. И даже несмотря на то, что инсценировка «сжалась» до шестидесяти минут, главная тема — жажда единения человека с миром и абсурдность бытия, когда приговоренный к гильотине вдруг осознает ценность жизни, — прозвучала очень убедительно.



    Спектакль несколько неровный, хотя в нем масса постановочных достоинств. Основную режиссерскую идею — некий маленький «театр в театре» — нельзя не признать несомненной удачей. В спектакле множество символических деталей, который создают его смысловую плотность: и миниатюрные фигурки, которые Мерсо смастерил из газеты, ставшие персонажами убийства, и матрас, на который натянута рубаха, «превратившийся» в священника, и обезглавленный объект, лихо сыгранный самим режиссером.



    Диалоги играются эмоционально, а подчас и экспрессивно — это само по себе неожиданно, потому что у героя Камю нет ярких эмоций, он не участвует, не ждет и не надеется. Просто убил и ждет казни. Но это и есть право режиссера — представить героя таким, каким он его видит. И этот опыт большинство зрителей оценило по достоинству.



    Текст: Елена Минская.


ГК «Столица Нижний» ЖК «Симфония Нижнего» ЖК «Новая Кузнечиха» ЖК «Цветы» ЖК «Седьмое небо» ЖК «Аквамарин» Дом на СвободеБЦ «Столица Нижний» ТЦ «Этажи» ТЦ «Республика» ТРЦ «Фантастика» ТРЦ «Седьмое небо» ТРЦ «Жар-Птица»
Телефон:   (831) 296-09-34
Email:       info@bellissimotv.ru
Адрес:   603006, Нижний Новгород, ул. Максима Горького,
д. 117, оф. 412